Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Зачем одновременно надевать и кипу, и шляпу?

Вопрос:

Уважаемый рав!

Какое-то время назад я прочитал на вашем сайте статью о том, как важно носить кипу, и теперь стараюсь это делать. Но что вы можете сказать по поводу шляп? Вы ведь знаете, что большинство евреев, приходя в синагогу на молитву, надевают поверх кипы еще и шляпу?

Ответ:

Вы очень точно подметили. Действительно, многие евреи носят фетровые или разные другие шляпы, например, меховые штраймлы, и особенно ярко это можно заметить внутри синагоги, когда мужчины надевают их во время молитвы.

Если ваш вопрос был продиктован интересом относительно разницы в ширине, материале или форме всех используемых для данной цели головных уборов, увы, буду вынужден вас разочаровать. Я раввин, а не социолог, а отличающиеся в зависимости от общины стили шляп больше отражают социальные нормы, установленные в конкретном месте, чем что-либо еще. Но о чем я с удовольствием вас расскажу, так это о практике ношения двойного головного покрытия во время молитвы.

Приготовь себя к встрече с Богом

Сама по себе идея надевать специальную одежду перед молитвой родилась очень давно. Еще пророк Амос провозгласил: «Готовься к встрече Бога твоего, Израиль».1 Наши мудрецы объясняют, что это означает, что нужно особенно подготавливать себя к молитве, что включает также облачение в специальную одежду2 — такую, как если бы человеку предстояло провести встречу с высокопоставленным чином.3

Кроме того, в наши дни, когда Иерусалимский Храм разрушен, процесс молитвы заменяет евреям жертвоприношения. И подобно тому, как священники, приносившие на храмовом алтаре жертвы, носили во время службы особую униформу, так и мы должны молиться в специально выделенной для этого одежде.4

Теперь, раз уж для молитвы стоит надевать какую-то специальную одежду, то почему мы предпочитаем именно шляпы?

Дело в том, что еще в далеком прошлом существовал обычай, следуя которому мужчины, появляясь на публике или встречаясь с важным человеком (или уважаемым раввином5), надевали шляпу. А раз это такой способ оказать уважение тому, с кем предстоит встреча, то тем более надлежит так поступать во время встречи с Самим Творцом мира.

В связи с этим некоторые полагают, что у людей, которые в наши дни никогда не надевают шляпы для важных собраний, так же нет необходимости надевать их и во время молитвы (при условии, что они облачатся в какую-либо другую особую одежду),6 но те, кто носит шляпы хотя бы иногда,7 должны надевать их и перед молитвой.8

Укутавшись в смирение

Однако существуют и другие мнения.

Придерживающиеся их мудрецы учат, что шляпа — это не просто некая социальная норма. Ношение головного убора дарует человеку особенное чувство смирения и понимания, что над ним всегда находится Всевышний. И поэтому, даже если вы никогда не надеваете шляпу в других местах, ради молитвы это сделать необходимо.9

Действительно, углубляясь в святые книги, мы находим, что привычкой «учёных Торы и их учеников» было молиться только тогда, когда они были «укутаны или прикрыты» (на иврите итуф), так как именно это вызывает столь важное чувство благоговения перед небесами.10 Понятие итуф относится как к ношению во время молитвы шляпы, так и к облачению в талит (молитвенное покрывало) или пиджак.11

Так, хорошо, с этим разобрались. Но если кто-то уже надевает шляпу во время молитвы, нужна ли ему еще и кипа?

Двойной покров первосвященника

Как уже объяснялось ранее, в наше время молитва является заменой жертвоприношениям.

В Талмуде мы читаем, что первосвященник во время храмовой службы носил два головных покроваа — кипу и тюрбан.12 И, соответственно, для нас было бы уместно уподобиться в данном аспекте первосвященнику, надевая поверх кипы шляпу.13

Мистическое значение

Мудрецы говорят, что душа человека имеет пять названий: нефеш (душа), руах (дух), нешама (дыхание), хая (жизнь) и йехида (единственность, особенность).14

Рассматривая это концепт, каббалисты объясняют, что эти пять названий на самом деле представляют собой пять различных уровней души. Нефеш – это душа как двигатель физической жизни. Руах – это эмоциональное  «я» и человеческая личность. Нешама – интеллектуальное «я». Хая – сверхрациональное «я», местонахождение воли, желания, преданности и веры. И, наконец, йехида означает сущность души – ее единство с Божественным Источником, единственную и особенную сущность Всевышнего, ибо суть человеческой души является буквально частью Бога, чем-то Свыше – так сказать, частичка Бога в нас.15

В то время как нижние три уровня души функционируют, действуя изнутри тела, верхние два, хая и йехида, проявляются свыше. Каббалисты говорят, что ношение двойного головного покрытия как раз отражает эти два более высоких уровня человеческой души. Соединяя эти трансцендентные элементы души с физическим действием,16 мы помогаем раскрыть их суть в физическом мире.17

Поэтому, хотя технически мы не обязаны надевать шляпу в дополнение к кипе, но все же двойное покрытие подчеркивает и усиливает наше смирение во время молитвы и служит проводником, помогающим раскрыть более глубокий аспект нашей души.

Сноски

  1. Амос, 4:12-13.
  2. Талмуд, Шабат, 10a.
  3. Шулхан Арух, Орах Хаим, 91:5.
  4. Шулхан Арух, Орах Хаим, 98:4; Шулхан Арух а-Рав, 98:4.
  5. См. Пискей Тшувот, 91:3.
  6. См. респонсу Циц Элиэзер, 13:13.
  7. Исходя из этого критерия, любой еврей, который прилагает особенные усилия, чтобы не забывать носить шляпу в присутствии своего учителя или какого-либо другого мудреца Торы, должен так же надевать ее и во время молитвы.
  8. Пискей Тшувот, 91:3.
  9. См. Левуш,, Орах Хаим, 151:6, и Элия Раба, 183:16 (ссылка на Шало), где утверждается, что по этой причине нужно носить шляпу в дополнение к кипе.
  10. Шулхан Арух, Орах Хаим, 91:6; Мишна Брура, 8:4.
  11. См. Шулхан Арух ha-Rav 183:6, и Мишна Брура, 8:4.
  12. См. Талмуд, Хулин, 138a, и комментарии там же.
  13. См. Ликутей Сихот, т. 9, стр. 276, где отмечается, что именно это — источник того обычая, что многие стараются носить и кипу, и шляпу одновременно.
  14. Берешит Раба, 14:9.
  15. Больше информации о том, что такое душа в понимании иудаизма, вы найдете в статье “Что такое человеческая душа с точки зрения Каббалы?
  16. Более подробно об этом читайте в статье “18 фактов о Рош а-Шана, которые должен знать каждый еврей”.
  17. См. Торат Менахем 5748, т. 4, стр. 164.

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications