Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Кто удостаивается долголетия?

Достоинства скромности

Сказано в трактате Пиркей Авот:

Тот, кто гонится за именем, потеряет имя.

Имеется ввиду, что тот, кто заносится и прилагает усилия, чтобы добиться положения в обществе и чтобы его имя стало широко известным, и делает это ради того, чтобы властвовать над другими, а не во имя Небес, потеряет даже то положение, которое у него уже есть. Ведь почести убегают от того, кто за ними гонится.

И сказали мудрецы (Санедрин 106а): «Верблюд запросил рога – ему обрезали уши». Верблюд потребовал у Творца, чтобы дал ему рога, соответствующие его размерам, ведь они есть даже у животных, которые меньше него. В результате ему не только не дали рогов, но и обрезали уши, и они стали слишком маленькими относительно его габаритов. Так и тот, кто добивается величия и почестей, теряет даже то уважение, которого уже добился, ведь гордыня человека унизит его.

Гордыня – это мерзость, как сказано: «Мерзок Б-гу всякий гордец». И уже писал рав Хаим Виталь в книге «Шаарей Кдуша», что корень всех грехов – гордыня и вожделение, и они являются основой духовной нечистоты. А грехи – их порождение[1]. В «Мидраш Коэлет» сказано: «Тот, кто заносится над изучающими Тору из-за своего богатства, разорится и станет бедным». Это приводится в книге «Нефеш а-Хаим»[2]: «Мы сами видели и нам рассказывали отцы о многих богачах, которые занимались благотворительностью и добрыми делами, но разорились и обеднели, потому что заносились над изучающими Тору. Они сами признали, что грешили этим».

А тот, кто ведет себя скромно, удостаивается долголетия, как сказано (Санедрин 92а): «Сказал раби Элазар: будь “темным”, и будешь жить (то есть делай себя невзрачным и смиренным. – Раши). Сказал раби Зейра: не открывают окна в затемненном доме, чтобы увидеть, есть ли на нем проказа (так как сказано: “Похожее на проказу видится мне в доме”, то есть это должно быть видно само по себе, а не при помощи дополнительного света)». Получается, что темнота в доме спасла его от разрушения, поскольку всё то время, что коэн не увидел и не сказал «проказа», человек и его дом не считаются пораженными. Так же не проверяют (с Небес) строго поступки того, кто ведет себя скромно, и поэтому он остается жить долго. И гаон рав Хаим Паладжи писал в книге «Нефеш Коль Хай»[3] от имени мудрецов, что тот, кто скромен, удостаивается долгой жизни. А наш учитель, рав Хида, в книге «Дваш ле-фи»[4] писал, что, если, не дай Б-г, скромному человеку полагается смерть, этот приговор отменяется из-за его скромности, так как благодаря этому качеству человеку прощают все его грехи. Поэтому Гилель, который отличался особой скромностью, услышав крик страдания на своей улице, сказал: «Я уверен, что кричат не в моем доме». Ведь благодаря его скромности любой тяжкий приговор его семье отменялся.

Авраам-зеленщик

Во времена Мааршаля возле его дома учения один человек держал овощной магазин. Он спал прямо в магазине, и звали его раби Авраам-зеленщик. Он учил Тору скрыто от всех и с большим усердием. Однажды Мааршаль затруднился в понимании сложного места в Торе. Ночью, возвращаясь домой, он проходил мимо овощного магазина и услышал, как раби Авраам занимается именно этим вопросом и очень понятно его разъясняет. Он выслушал всё, что говорил себе раби Авраам, а наутро послал за ним и задал сложный талмудический вопрос. Раби Авраам ответил, что он неуч и ничего не знает, и только когда Мааршаль велел ему как раввин общины ответить на вопрос, он дал очень мудрый ответ, свидетельствовавший о его необыкновенной эрудиции в Торе. Раби Авраам умолил Мааршаля, чтобы он не выдавал никому его тайну. И так происходило несколько раз – Мааршаль обсуждал с раби Авраамом сложные места Торы и был счастлив учиться с этим человеком, который был большим мудрецом и праведником. Перед смертью Мааршаль велел своей общине поставить новым раввином города раби Авраама-зеленщика, так как ему не было равного. После долгих уговоров раби Авраам согласился, завещание Мааршаля было выполнено, и сбылось сказанное мудрецами (Моэд Катан 8а): «Мудрость снаружи восхваляет его» – тот, кто изучает Тору втайне и скрыто, удостаивается того, что Тора объявляет о нем перед всеми. И так сказано в Иерусалимском Талмуде[5]: «Обещано, что тот, кто изучает Тору скрыто, обязательно станет мудрецом, как сказано: “Мудрость (пребывает) со скромными”»[6].

Девушка — мудрец Торы

В Багдаде жил один уважаемый человек, который был большим знатоком Торы, а также был богат. Каждый день он учился в доме учения (бейт мидраше) с большим мудрецом, занимаясь Талмудом и комментаторами к нему. У этого человека была четырнадцатилетняя дочь, необычайно умная и одаренная. Отец нанял ей учителя, который обучал ее Писанию с комментариями Раши и Радака. Он вычислил, что для обучения потребуется два года, и заранее заплатил учителю 100 золотых за весь срок обучения. Но поскольку дочь была очень умной и прилежно училась, она закончила обучение за 7 месяцев. По ее просьбе учитель стал обучать ее Талмуду и комментариям к нему. Поскольку она была очень умна и сильно хотела учиться, она прекрасно усваивала всё, чему обучал ее учитель, и вела с ним диспуты о выученном. Так она училась более года с наставником в своей комнате, а отец не знал, что они изучают Талмуд.

Только когда выделенные на обучение два года стали подходить к концу, отец поинтересовался, что происходит с обучением дочери, и, к своему удивлению, обнаружил, что она изучает Талмуд. Отец попросил у наставника объяснений. Тот рассказал ему, как всё было, и сказал: «Поскольку меня наняли на два года и заплатили заранее, а ученица очень умна и прилежна, она выучила всё быстро и попросила меня обучать ее Талмуду. Я согласился, и мы уже прошли несколько разделов». Отец усмехнулся и сказал наставнику: «Спасибо тебе, но достаточно. Я прощаю тебе оставшееся до полных двух лет время. Иди себе домой и не приходи больше обучать мою дочь». Когда учитель ушел, дочь обратилась к отцу: «Что ты мне сделал?! Я думала, что ты, наоборот, заплатишь наставнику еще за два года, чтобы он продолжал обучать меня Талмуду, а ты отправил его домой!» Отец ответил ей: «Дорогая моя доченька! Зачем тебе учить Устную Тору? Разве ты мужчина, который учит Тору, пока не становится раввином? Ты девушка, и через несколько лет выйдешь замуж, и будешь заниматься домом и детьми, и забудешь то, что учила. Хорошо, если запомнишь то, что учила из Письменной Торы, и будешь повторять по субботам».

Дочери не понравились слова отца. Она решила: «Я буду учиться и стану мудрой, как Брурия»[7], но из уважения к отцу промолчала и не стала с ним спорить. Она стала каждый день приходить в комнату, смежную с бейт мидрашем ее отца, и через окно слушать, как он учится со своим напарником. Каждый день она изучала темув Талмуде, которую они учили, и внимательно слушала их диспуты и разъяснения. Она понимала всё, о чем говорилось, и записывала собственные рассуждения в тетради. Никто не знал о том, что она делает, даже ее мать, а появлялась она только во время обеда.

Через несколько лет такого обучения, когда дочь обедала вместе с отцом, послышался стук в дверь. Когда открыли дверь, вошел человек. Хозяин дома спросил его: «Как тебя зовут?» Тот ответил: «Хаим Хаим бен Шалом». «А из какого ты города?» Тот сказал: «С твоей родины». Тогда хозяин спросил: «А как дела такого-то, который там живет?» Гость ответил: «Посмотри за гранатами». Хозяин посмотрел на стол и увидел, что за блюдом с гранатами стоит блюдо с яблоками. Тогда он подумал, что тот человек, о котором он спросил, умер (тафха рухо, похоже на тапуах – яблоко). Хозяин дома спросил: «Зачем ты пришел ко мне?» Тот ответил: «Я здесь недавно, и у меня нет денег. Быть может, вам будет угодно дать мне немного мелочи на пропитание». Хозяин позвал дочь и сказал ей: «В кармане моего пальто, которое висит в соседней комнате, есть одна золотая и одна серебряная монета. Возьми серебряную и дай гостю». Дочь пошла в комнату, намеренно взяла золотую монету, дала ее гостю и вернулась за стол.

Гость ушел, а через какое-то время отцу понадобилась золотая монета, но он обнаружил в кармане только серебряную. Он рассердился на дочь: «Я ведь тебя предупредил, что надо дать гостю серебряную монету, а не золотую! Почему ты не выполнила мое поручение?!» Дочь ответила: «Я сознательно взяла золотую монету. Ты, видимо, посчитал гостя просто бедняком, который просит денег на пропитание, но я поняла, что перед нами знаток Торы, которому полагается даже больше, чем золотая монета!» Спросил отец: «Откуда ты знаешь, что он знаток Торы?» Дочь ответила: «Ты спросил, как его зовут. Он ответил: Хаим Хаим бен Шалом. Этим он подразумевал, что он мудрец по имени Хаим бен Шалом. Просто из скромности он сказал Хаим Хаим. Гематрия имени Хаим равняется гематрии слова хахам (хахам – в восточных странах звание раввина), этим он намекнул, что его настоящее имя – хахам Хаим. Таким образом, он выполнил постановление: “Пусть восхваляет тебя чужой, а не собственные уста”. Можно это толковать так: пусть тебя восхваляет чужой, а если нет – то собственные уста. Поэтому он намекнул, что обладает званием хахама. Когда ты спросил его, из какого он города, он ответил: “С твоей родины”, и ты подумал, что он из Басры, откуда родом и ты. Поэтому ты и спросил его о знакомом, который там проживает. Но он имел в виду, что он родом из города, полного мудрецов, ведь Тора называется Родиной человека. А на твой вопрос о знакомом он ответил: “Посмотри за гранатами”. Ты посмотрел на стол, за блюдо с гранатами, а он имел в виду Шир а-Ширим. Там написано: “Появилась ли завязь гранатов”, а после этого сказано: “Я не знаю”. Это значит, он хотел сказать тебе, что ничего не знает о том человеке».

Тогда ее отец позвал слугу и велел разыскать того гостя и привести его назад. Он расспросил гостя о его ответах, и выяснилось, что он действительно имел в виду всё, что сказала девушка. Хозяин дома обрадовался мудрости своей дочери, дал гостю еще несколько золотых монет и отпустил его с миром. Затем он обратился к дочери: «Откуда у тебя вся эта мудрость?!» Она ответила: «Из окна». «Из какого окна?» Тогда она рассказала отцу, как все эти годы сидела в соседней с бейт мидрашем комнате и через окно слушала, как он учился со своим напарником. Отец возразил: «Но ведь и я учил всё это все эти годы вместе со своим напарником! Почему же я не смог понять скрытый смысл в словах гостя, как это сделала ты?!» Дочь ответила: «Папа! Вы учились прилюдно. Ведь все знали, что вы учитесь вместе. А я училась втайне, в смежной комнате, и никто об этом не знал. А у наших мудрецов есть предание, что тот, кто учится скрыто от других, приобретает мудрость, как сказано: “Мудрость (пребывает) со скромными”. Поэтому я удостоилась мудрости. “А Б-г даст мудрость от Себя, знание и понимание”»[8].


[1] Это приводится также в книге «Биркей Йосеф», раздел «Орах Хаим», глава 603, пункт 2.

[2] Раздел 3, глава 5.

[3] Раздел 70, глава 31.

[4] Раздел 70, глава 2.

[5] Начало 5-й главы трактата «Брахот».

[6] Приводится в книге «Шем а-Гдолим», раздел 1, глава 76.

[7] Жена раби Меира, обладавшая глубокими познаниями в Талмуде.

[8] Приводится в книге «Од Йосеф Хай» величайшего мудреца Бен Иш Хая, глава Трума, на слова: «И положишь покрытие на Ковчег сверху».

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications