в

Собрание кредиторов

image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

«И наполнилась земля злом» (6:13)

Поколения людей, которые жили до потопа, совершали все мыслимые и немыслимые преступления. Но окончательный приговор Б -г вынес им из-за грабежа.

Хафец Хаим приводит следующую притчу.

Один богатый купец приобрел в кредит энное количество товаров на заводе, а затем продал в собственном магазине. Расплатился с поставщиками и еще раз взял товары в кредит. Но на этот раз счастье ему не улыбнулось – внезапно в магазине вспыхнул пожар. Непроданный товар превратился в пепел.

Кредиторы собрались, чтобы решить, каким образом можно вернуть деньги. Один из собравшихся заметил: «Я слышал, что купец коллекционирует картины и драгоценности. Почему бы не потребовать, чтобы он продал часть своей коллекции для покрытия долга?» Все согласились и решили послать специального курьера к купцу. Неожиданно другой кредитор всполошился: «А что, если купец заблаговременно припрячет драгоценности?» Тогда присутствующие решили не терять время на курьера, а сразу же отправиться к купцу.

В доме обедневшего купца раздался стук. На пороге стояли все его кредиторы, от мелкого до крупного. Хозяин понял, что ему не удастся договориться о том, чтобы разделить долг на несколько платежей или даже о том, чтобы он был частично прощен. «Проходите, садитесь – пригласил он незваных гостей. – Что будете пить?» Кредиторы промолчали. Один из них, наиболее бесцеремонный, обвел взглядом залу и быстро снял со стены картину – самую дорогую, в тяжелой золотой раме. Присутствующие как будто бы ждали сигнала. Подобно диким зверям, они бросились раскрывать шкафы и вытаскивать серебряные кубки, алмазные ожерелья и жемчужные ленты. Прямо на глазах у ошеломленного хозяина…

Хафец Хаим объясняет: когда человек грешит, он создает себе обвинителя (см. трактат «Авот», 4:11). А главный обвинитель создается у тех, кто занимается грабежом и злодейством. На суде в грядущем мире обвинители дружным хором перечислят проступки человека.

Вот еще один пример: тот, кто будит другого против его желания, нарушает Галаху. Такой поступок называется на иврите «гезель-шейна», «кража сна».

Рабби Йезехкель Левинштейн рассказывал, что в ешиве, в которой он учился, как-то ночью один ученик сообщил другому о помолвке. Крики радости разбудили другого ученика. Узнав о случившемся, инспектор ешивы отчитал молодых людей: «Это типичная кража сна, и вы должны извиниться перед разбуженным товарищем».

Мы должны остерегаться самых небольших – по нашему мнению – провинностей, потому что каждая из них приводит к возникновению очередного обвинителя. Не надо воровать сны и свободное время других людей. Не надо создавать себе злых кредиторов.

Report

Проголосуйте:

Добавить комментарий

О важности милосердия в семье