Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Как помочь еврейской душе не заблудиться

Когда речь заходит об ортодоксальных евреях, СМИ обычно многое упускают из того, что является большой настоящей правдой, предпочитая ей маленькую, взятую с изнанки.


Кому это выгодно?

Как-то листала одно популярное еврейское периодическое издание, и случайно взгляд упал на раздел с книжной рецензией. Я вздохнула и подумала, что такую подачу этой темы встречаю не первый раз.

Обзор был посвящен недавно изданным мемуарам одного автора, где он рассказывает, как отошел от соблюдения религиозного еврейского образа жизни и о том, что только после этого наконец-то обрел жизнь, свободную от оков ортодоксии, а вместе с этим и счастье.

Если честно, я не удивилась. За редким исключением, все мемуары, привлекшие значительное внимание СМИ в последние годы и рассказывающие что-то об «ортодоксии», были неизменно анти-ортодоксальными, взятыми из-под пера людей, оставивших свои общины из-за того, что испытали боль и горечь.

Я с большим сердцем отношусь к любому человеку, который испытывает чувство, что его недопонимает и словно душит общество, из-за чего данная ему Богом жизнь становится чем-то чужим и стесняющим.

Миссия по выяснению того, кем мы должны быть и как лучше всего реализовать свой потенциал, может занять годы, наполняя их самоанализом, пробными попытками, не исключая и ошибок, что вполне нормально и естественно. Я понимаю и принимаю тот факт, что этот процесс может повести нас, самых разных людей, в разных направлениях.

И, тем не менее, как человек, который осознанно выбрал жизнь по Торе более 30 лет назад, и как журналист, не понаслышке знающий о всевозможных предубеждениях большинства светских журналистов, я неизменно испытываю боль и разочарование всякий раз, когда встречаю упоминание об очередных таких мемуарах, будь то рецензия на книгу или интервью с их автором.

Причем пристального внимания СМИ, а затем смакования неприглядных подробностей относительно влияния «злой ортодоксии» удостаиваются даже те мемуаристы, у которых никогда не было ни малейшего опыта в том, чтобы о чем-то писать, и они ни о чем бы так и не написали, если бы их не убедили, что это безусловно доброе дело, и не поддержали бы от А до Я.

Интересно отметить, что Еврейский Книжный Совет1 — главный информационный центр, обращающий внимание на новые книги по еврейской тематике, рассмотрел почти все из таких попыток, хотя по большому счету он не в силах просмотреть бОльшую часть (чуть ли не 90 процентов) от всего объема всевозможных новых изданий.

Конечно, никто не собирается оспаривать право этих мемуаристов рассказывать свои истории, однако они писали об иудаизме, рассматривая его буквально под микроскопом, причем предельно критично и с узких сторон, представляя таким образом искаженную и абсолютно несправедливую картину того, какой может быть жизнь по Торе.

Их рассказы четко соответствуют убеждению многих журналистов, что традиционная, основанная на вере в Единого Бога религия, которую принято называть ортодоксальным иудаизмом, устарела, больше неактуальна, деспотична и вообще является сексистской.

Мой собственный опыт — без прикрас

Я не могла оставить эту тему без ответа.

Выбор жизни по законам Торы стал самым трудным решением, которое я когда-либо в жизни принимала. Я не искала «ту древнюю религию». Не была упертым искателем чего-то духовного. И когда мне предложили походить на уроки Торы, я рефлекторно сказала «нет», потому что у меня были на то свои основания.

Если я так гордилась тем, что я еврейка, то почему боялась чему-то научиться у ортодоксального учителя? Дело в том, что я не хотела жить, ограничивая себя, загоняя в какие-то рамки. Поэтому, когда я все же присоединилась к урокам, причем вместе со своим будущим мужем, я была шокирована, насколько действительно мало прежде знала о том, что иудаизм говорит о вечных проблемах — от супружеских отношений и делового партнерства до политики и психологии.

Если честно, я была поражена, если не сказать потрясена.

Надо сказать, большинство анти-ортодоксальных мемуаров написаны людьми, попавшими в самые замкнутые, «ультраправые» еврейские общины, в которых я и сама не смогла бы найти свое место. И тоже чувствовала бы себя подавленной, словно существующие там ограничения нужны лишь для того, чтобы удушать, сводя жизнь человека к каким-то функциям. Но мне повезло с общиной, она принимала проявления индивидуальности и даже поощряла их.

Сегодня во многих странах, включая США, существует многообразие еврейских общин, и выбор не ограничивается только белым и черным.

Моя жизнь как писателя, жены, матери, дочери, сестры, друга и члена общины неизмеримо улучшилась благодаря постулатам Торы, с которыми я познакомилась за все эти годы.

На каком бы уровне соблюдения ни находилась, я изначально ценила то, что называется а-карат а-тов — выражение признательности (благодарность), и кибуд ав ва-эм — уважение родителей.

Я понимала, что каждый ребенок должен получить образование в соответствии со своей уникальной миссией в этом мире, и, в целом, уважение к еврейскому образу жизни у меня росло в геометрической прогрессии.

На мой взгляд, главное, что я поняла, это то, что настоящая свобода не в отсутствии правил и постановлений, а в том, чтобы раскрываться и жить в рамках вечной, данной Богом этики и морали.

Я написала свои мемуары «Скептик и раввин: как влюбиться в веру»,2 чтобы предложить широкой публике уравновешивающий взгляд, оттеняющий эти унылые зарисовки ортодоксальной жизни как темные и неблагополучные.

По моему опыту, жизнь в общине, ориентированной на Тору, нельзя назвать идеальной – просто потому что ничто в нашем мире не идеально. Как жизнь вообще она полна радости и грусти, содержательных контактов и дружбы, интеллектуальной и духовной стимуляции и непрерывной личной работы над тем, чтобы духовно, интеллектуально и эмоционально развиваться.

Действительно, порой случались разочарования из-за некоторых проявлений «группового мышления» или неоправданных ожиданий, когда кто-то хотел, чтобы я соответствовала некоторым общественным стандартам, которые не могла понять или принять.

В своей книге я написала обо всем этом, а также о нескольких неловких и смущающих моментах, которые произошли, когда я была совсем новичком. Это отнюдь не медово сладкий портрет еврейской жизни.

Моя история — это всего лишь одна из многих тысяч историй о баалей тшува — евреях, возвращающихся к традициям иудаизма, людей, приносящих свой энтузиазм, светские знания и поиски духовной связи в современный ортодоксальный мир.

Благодаря Всевышнему мы построили семьи и дали жизнь множеству еврейских детей, воспитав их в духе, который выражает радость по поводу того, что для нас иудаизм стал активным выбором и полноценным путем самореализации, а не пассивным следованием законам и обстоятельствам, которые стесняют.

Авторы, отказавшиеся от своей несчастной ортодоксальной жизни, не единственные, кто ощущал недовольство и отчуждение внутри своей культуры (а разве такого не бывает в светской среде?).

Баалей тшува также испытывают недовольство и отчуждение, обнаружив, что в светской среде их давят радикальными взглядами, обесценивают брак, возвышают сиюминутные желания над самодисциплиной и стирают границы между святым и будничным.

И, кстати, из-за своего выбора мы тоже столкнулись с неодобрением, в частности, со стороны членов семьи и с неприятием многих друзей.

Как помочь еврейской душе не заблудиться

Еврейская душа — это душа жаждущая, она пребывает в поиске духовности. Поэтому некоторые из бывших ортодоксов — будь то евреи, соблюдавшие от рождения, или бывшие баалей тшува — теперь ищут возможность так или иначе участвовать в еврейской жизни, пусть не так интенсивно, как как это было раньше, но явно понимая, что она все же более существенна, чем та, которая у них сейчас.

Многим таким людям помогают найти себя разнообразные проекты, один из которых Маком Проджект, созданный при поддержке Эллисон Джозефс. Этот проект предлагает «не осуждающее» пространство для воссоединения с иудаизмом.3

Кстати, истории людей из этого проекта тоже предлагали СМИ, чтобы они их изучили и обсудили, однако, как и следовало ожидать, им даже не уделили внимания, попросту проигнорировав.

И в то время, как большая часть СМИ продолжает «пускать слюнки» на очередную историю о «такой неблагополучной религии», многие евреи незаметно меняют еврейскую историю, исследуя пути Торы и строя свою жизнь на основе ее законов.

Может быть, однажды какой-нибудь особо смелый журналист все-таки решит поговорить с такими людьми и серьезно выяснить, что у них к чему на самом деле.

Сноски

  1. Организация, которая поощряет выпуск еврейской литературы и помогает ее авторам. Цель Совета, как указано на его официальном веб-сайте, это «содействие чтению, написанию и публикации качественных англоязычных книг еврейского содержания в Северной Америке».
  2. Часть этой книги опубликована на данном сайте в статье «Стать ортодоксом: 8 моментов, которые меня удивили, когда я начала соблюдать».
  3. Создатели проекта Маком Проджект предоставляют тем, кто отошел от строгого соблюдения или, наоборот, только приближается к соблюдению Торы, возможность найти свое место в мире иудаизма. Главная ценность для этого движения — глубокое чувство общности и взаимоподдержка.

Участники проекта посещают всевозможные уроки, которые принципиально проводятся без прессинга или агитации за религию и помогают понять суть еврейского взгляда на жизнь; люди участвуют в дискуссиях, проводят вместе мероприятия и Шабатоны (выездные Шабаты), получают необходимые ресурсы для изучения интересных им тем, знакомятся с особенностями различных еврейских общин по всему миру. Но самое главное, пожалуй, то, что проект дарит каждому уникальный шанс обрести единомышленников, свой круг общения.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications