Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Маараль (Раби Йеуда-Лива бар Бецалель)

Раби Йеуда-Лива бар Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 /1512-1609/ гг.) – выдающийся законоучитель, мыслитель и кабалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.

Происходил из рода царя Давида.

Детство и юношество

Появился на свет в ночь Песаха, в час пасхального седера – в городе Познани, столице Великой Польши. В Польшу его отец, р. Бецалель, бежал от преследований из немецкого города Вормса.

Карта Познани (1617 г.)
Карта Познани (1617 г.)

В тридцать два года, когда период ученичества был завершен, Маараль женился на Перл из Праги, с которой был обручен еще в годы юности.

В 5313 /1553/ году он стал раввином г. Никольсбурга (ныне Брно), столицы Моравии, а затем и раввином всей обширной Моравии.

Раввин Праги

В 5333 /1573/ году, после двадцати лет, проведенных в Никольсбурге, Маараль переехал в Прагу и основал там дом учения (так называемый «Клойз»), в котором преподавал многочисленным ученикам. Он отстаивал такую систему образования, при которой ученики сначала в совершенстве изучали Писание, затем – все разделы Мишны, и только после этого приступали к изучению Талмуда. Особое внимание в его системе уделялось изучению Мишны – он основал особое товарищество, Хеврат мишнайот, в котором ежедневно изучали главу Мишны (в последующих поколениях подобные товарищества были созданы в большинстве общин Восточной Европы).

Издание первых книг

В Праге Маараль работал над своими первыми книгами. В 5338 /1578/ году в пражской типографии был напечатан его комментарий на Пятикнижие, названный Гур арье (Львенок): в этой книге подвергнут углубленному анализу классический комментарий Раши на Тору. В этом своеобразном «комментарии на комментарий» уже проявились, как бы в зародыше, основные темы и идеи его будущих книг.

Там же, в Праге, была написана и книга Гвурот Ашем (Свершения Всевышнего), повествующая об исходе евреев из Египта. Центральная тема книги – осознание особой роли народа Израиля в истории человечества и особой близости евреев к Всевышнему. Маараль неоднократно подчеркивает: именно евреи «называются сыновьями Всевышнего», Его «первенцами».

Книги Маараля
Книги Маараля

Мысли, изложенные в этой книге – да и во всех последующих – Маараль обильно черпает из источников кабалы, однако, как правило, он облекает кабалистические идеи в одежды философских размышлений и логических построений. Особый раздел книги содержит комментарий на Пасхальную агаду, а также законы проведения пасхального седера. Впервые книга Гвурот Ашем была издана в 5342 /1582/ году в Кракове, без указания имени автора.

В 5344 /1584/ году Маараля пригласили на должность раввина в город Познань – место его рождения. Но уже два года спустя он возвратился в Прагу, где оставались ученики, а также семьи его детей, и продолжил свои занятия в «Клойзе».

Наиболее выдающимся из его учеников этого периода был р. Йом-Тов Геллер, написавший впоследствии знаменитый комментарий на Мишну под названием Тосафот Йом-Тов (Добавления Йом-Това), – в этом сочинении нашли отражение и уроки Маараля в «Клойзе».

В 5349 /1589/ году, во время своего второго пребывания в Праге, Маараль работал над комментарием к этическому трактату Авот, входящему в состав Мишны. В этой книге, получившей название Дерех ахаим (Путь жизни), гармонично сочетаются подходы философии и кабалы, а также содержится множество тонких этических наблюдений.

Изучение наук

НаукиНаряду с углубленным постижением письменной и устной Торы, Маараль на протяжении всей жизни основательно изучал целый ряд наук: математику, астрономию, естествознание, географию и историю – поскольку считал, что «еврею разрешено и даже следует изучать астрономию и другие науки». Не случайно один из ближайших учеников Маараля р. Давид Ганз стал блистательным историком и выдающимся астрономом.

Исключительная мудрость

Существует немало свидетельств, что Маараль был великим знатоком практической кабалы.

Рассказывается, что он обладал исключительным ясновидением. Когда из Британского музея были похищены драгоценные камни хошена (нагрудника первосвященника иерусалимского Храма – эта реликвия была вывезена в Лондон из Рима), Маараль, находившийся тогда в Праге, на огромном расстоянии «заметил» пропажу, а затем, не покидая своего города, телепатическим воздействием заставил вора вернуть похищенное (Арье шебахохмей Праг, с. 147).

Согласно другому преданию, Маараль, подобно мудрецу эпохи Талмуда Раве, изготовил Голема – биоробота (в талмудическом трактате Санхедрин 65б повествуется о том, как Рава, руководствуясь указаниями кабалистической «Книги Творения», «создал человека» и продемонстрировал его другим мудрецам). Маараль использовал своего Голема, которому он дал имя Йоселе, для защиты евреев Праги от нападений и антисемитских преследований (Сарей амеа 3:12).

Сохранились свидетельства, что спустя полтора века после смерти Маараля созданный им Голем все еще находился в своей комнатушке на чердачном этаже пражской Альтнойешуль (Старо-новой синагоги). Последним, кто видел там Голема, был выдающийся законоучитель р. Йехезкель Ландо (Ноде бийеуда; см.), ставший главным раввином Праги в 5515 /1755/ году, – он распорядился, чтобы более никто не посещал Йоселе, и дальнейшая судьба Голема неизвестна (Праким бетолдот Исраэль ч.2).

Свои кабалистические знания Маараль передал своему ученику р. Элияу Лоанцу из Вормса, прозванному Элияу Бааль-Шем.

Аудиенция с королем

В третий день месяца адар 5352 /1592/ года король Богемии Рудольф II пригласил Маараля на аудиенцию – предполагают, что монарх, увлеченный алхимией и другими оккультными науками, рассчитывал получить от Маараля ключи к ряду секретов магии. Летописцы сообщают, что беседа продолжалась полтора часа, и король оказал еврейскому мудрецу особый почет.

Главный раввин Великой Польши

Через два месяца после этой аудиенции, в начале месяца ияр 5352 /1592/ года, Маараль прибыл в Познань – его вновь избрали раввином города; на этот раз он стал главным раввином всей Великой Польши.

В Познани он завершил работу над книгой Нетивот олам (Пути мира), продолжившей этическую тему его комментария на трактат Авот – но теперь Маараль обратился к более частному материалу, подвергнув пристальному анализу нравственное положение своего поколения. Книга вышла из печати в 5355 /1595/ году.

Возвращение в Прагу

Альтной Шуль - синагога Маараля
Альтной Шуль — синагога Маараля

В 5358 /1598/ году Маараль снова возвратился в Прагу, и на этот раз окончательно. Несмотря на то, что и раньше он был общепризнанным духовным главой пражских евреев, лишь теперь, в возрасте восьмидесяти шести лет, он впервые стал официальным раввином города.

Издание новых книг

Именно в этот, последний пражский период, Маараль опубликовал пять книг, наиболее полно выражающих его кредо.

В 5359 /1599/ году в венецианской типографии был издан трактат Тиферет Исраэль (Великолепие Израиля), повествующий о великой и вечной ценности Торы и ее заповедей. В книге описан многовековой процесс «принятия Торы», началом которого было Синайское откровение. Особый раздел посвящен законам, связанным с написанием свитка Торы, формой букв и «корон», которыми венчаются буквы.

Следующая книга, Беэр агола (Родник для изгнанных), стала как бы второй частью трактата Тиферет Исраэль. Она посвящена рассказу об Устной Торе и, в особенности, о Талмуде: Маараль разъясняет многие высказывания мудрецов и предания, связанные с этой темой.

В трактате Нецах Исраэль (Вечный Б-г Израиля) повествуется о разрушении Первого, а затем и Второго Храма, о тяготах изгнания и конечном избавлении народа Израиля в дни Машиаха.

В книге Ор хадаш (Новый свет), посвященной празднику Пурим, Маараль исследует текст Мегилат Эстер (Свитка Эстер) и талмудический трактат Мегила, в котором изложены законы и обычаи этого праздника.

В книге Нер мицва (Заповедная свеча) рассказывается о чудесах Хануки: победе над греческими захватчиками и знаменитом чуде с кувшинчиком масла. Именно в этой книге Маараль впечатляюще изображает «четыре царства»: Вавилон, Персию, Грецию и Рим – четыре могучих империи, порабощавших народ Израиля на протяжении его истории.

В каждом из этих произведений содержится множество интереснейших исторических и политических заметок и комментариев.

Смерть

Место захоронения Маараля
Место захоронения Маараля

Маараль удостоился долголетия, достигнув возраста девяноста семи лет. Он скончался в Праге восемнадцатого элуля 5369 /1609/ года. Спустя год покинула этот мир и его жена Перл.

Потомки Маараля

Потомками Маараля были многие знаменитые еврейские мудрецы, в том числе и духовные лидеры движения Хабад – р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе; см.), р. Дов-Бер из Любавичей (Адмор аэмцаи; см.) и р. Менахем-Мендл из Любавичей (Цемах Цедек; см.).

Хидушей агадот

В 5720 /1960/ году по старинным рукописям были впервые изданы Хидушей агадот – аналитические заметки Маараля, позволяющие постичь сокровенный смысл значительной части преданий и притч Талмуда.

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications