Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Итро — тесть Моше

Что Тора, Мидраш и Талмуд рассказывают об этом весьма незаурядном человеке?

Итро был главным жрецом мидьянского культа, тем не менее, Тора уважительно называет его священником (см. далее). И этот человек стал тестем Моше Рабейну и дедом его детей.

Пятикнижие говорит о нем трижды (одна из глав даже названа его именем), один раз он упомянут в Пророках, а кроме того, эта личность и то, что с ней связано, неизменно привлекает внимание наших мудрецов, о чем свидетельствуют их труды. Давайте же постараемся больше узнать об этом человеке.

Жизнь в Мидьяне

После рассказа о том, почему Моше был вынужден покинуть Египет и бежать в Мидьян, Тора знакомит нас с Итро, жрецом этого места.

У Итро было семь дочерей, и они пасли овец своей семьи. Когда приходило время поить стадо, мужчины-пастухи прогоняли девушек от общего колодца, даже если те уже успели начерпать воду в поильни. Но однажды оказавшийся рядом Моше пришел им на помощь.

Услышав от дочерей о произошедшем, Итро пригласил Моше в гости, а вскоре его дочь Ципора вышла за этого гостя замуж. Моше сам стал пасти овец тестя.

Когда Бог велел ему вернуться в Египет, чтобы вывести евреев из рабства, Моше попросил у Итро разрешения уйти.1 Далее начинается рассказ о египетских казнях и долгожданном Исходе.

В пустыне

Вскоре после Исхода из Египта, который сопровождался великими чудесами, на еврейский народ нападает Амалек. В первую очередь, на ослабевших, идущих в самом конце шествия. Но сыны Израиля чудесным образом одерживают победу и продолжают путь туда, где им предстоит получить Скрижали Завета.

В этот момент Тора рассказывает, что Итро, услышав обо всех чудесах, которые Бог совершил для своего народа, почувствовал потребность присоединиться к евреям в пустыне. Взяв с собой Ципору и своих внуков, двух сыновей Моше, он встречается с зятем и признается ему: «Теперь узнал я, что Бог выше всех божеств: поразил он их тем, что они злоумышляли против вас».2

Наблюдая за жизнью сынов Израиля в пустыне и видя, как Моше перегружен, а люди целыми днями стоят к нему в очереди, чтобы получить ответ на волнующие их вопросы, Итро предлагает зятю создать иерархическую судебную систему, чтобы ему не приходилось в одиночку решать проблемы всего народа. Бог велит Моше принять этот совет.

Затем мы узнаем, что Итро возвращается в Мидьян.3 А далее начинается рассказ о даровании Торы.

Позже, уже в книге Бемидбар, мы читаем, что, когда Итро собрался в обратный путь, Моше попросил его остаться.4 Однако мы не знаем, согласился ли он. Больше в Пятикнижии Итро не упоминается.

Потомки Итро

Один раз о нем заходит речь в книге Шофтим (Судей): мы узнаем, что потомки Итро жили в земле Израиля.5 Этим исчерпываются упоминания о нем в Танахе.6

Из того, что мы узнали, можно предположить, что, хотя Итро искренне тронула история евреев, он так и не решился присоединиться к ним навсегда. И все же связь с народом Израиля у него оставалась, и пусть не он сам, но его потомки оказались в Святой Земле.

Несколько вопросов

Некоторые вопросы, связанные с Итро, привлекают внимание мудрецов во все времена. Например:

  1. Что имеется в виду, когда Тора называет Итро священником? Она использует слово «коэн». Совершенно очевидно, что Итро не был коэном в том смысле, в каком это слово используется в других местах Торы — для обозначения потомков Аарона, принадлежавших к сословию священников.
  2. Почему пастухи так неуважительно поступали по отношению к дочерям Итро? 
  3. Мы обнаруживаем, что, кроме уже известного нам имени Итро, у него еще есть несколько других имен: Йетер, Реуэль, Ховав, Кейни. А судя по комментариям, на самом деле даже больше. Какое они имеют значение?
  4. Евреи находились в пустыне 40 лет. В какой момент Итро с Ципорой и ее детьми пришли в их стан?
  5. Если Итро осознал превосходство и истинность Творца, почему ему все-таки захотелось вернуться домой, где такие убеждения были чужды?
  6. Почему никому другому, включая самого Моше Рабейну, не пришла в голову идея создать судебную систему с определенной иерархией, чтобы на плечи лидера народа не ложилась абсолютно вся нагрузка хотя бы в этой сфере?
  7. Действительно ли Итро согласился на просьбу Моше пройти какую-то часть пути с евреями в пустыне?

Происхождение Итро

Мудрецы Талмуда немало рассказывают нам о прошлом Итро, что-то так или иначе было упомянуто в Торе. И надо сказать, велось немало споров о деталях того периода жизни Итро. Давайте посмотрим, что известно из Талмуда (перечислим очень лаконично), а затем вернемся к вопросам, заданным выше.

До встречи с Моше Итро успел познать все без исклюения верования своего времени, примеряя их на себя.

Согласно некоторым мнениям, он вместе с Биламом и Йовом был советником фараона, который «не знал Йосефа». Билам тогда предложил поработить евреев, а Итро выступил против этой идеи, а поскольку она понравилась фараону, он был вынужден покинуть Египет.7

В какой-то момент он поднялся до уровня главного жреца мидьянского культа. Но, в конце концов, отверг и его, не понимая, каким же путем ему дальше идти, чтобы обрести искомую идею, гармоничную его душе.8

Из-за этого его семья оказалась у мидьянитян отверженной, поэтому пастухи и прогоняли дочерей Итро от колодца.9

После событий, связанных с Исходом из Египта, и сопутствующих этому чудес Итро убедился, что Всевышний, которому поклоняются евреи, и есть истинный Бог, а потому пришел в пустыню к сынам Израиля, чтобы принять иудаизм.10

Вот некоторые мнения относительно того, какое именно событие побудило его принять это решение:11

  • Война против Амалека.

Некоторые мудрецы считают, что изначально Итро симпатизировал этому народу,12 пока не услышал о его поражении. Тогда он пришел к выводу, что должен посвятить себя Богу Израиля;13

  • Разделение вод Красного моря;
  • Дарование Торы.

По сей день ведутся споры о том, когда Итро пришел в стан евреев, до или после дарования Торы.14

Чувства и переживания

Встретившись с тестем, Моше подробно рассказал ему обо всех чудесах, которые Бог сотворил для евреев при выходе из Египта и в пустыне, и сердце Итро наполнилось искренней радостью.

Говоря о его радости, Тора использует необычное слово – «вайихад», которое можно объяснить по-разному.

Некоторые комментаторы понимают это как знак того, что он прошел обрезание15 — часть процесса принятия иудаизма и установления качественно новой связи с Богом и Его народом.16

Другие, наоборот, подчеркивают его прочную связь с нееврейским миром, понимая это слово как указание на то, что тело Итро сжалось17 от боли и сочувствия из-за гибели египтян. Как учат мудрецы, хотя он и противостоял злу, которое причиняли евреям, все же был близок с египтянами, поэтому тяжело было слышать об их суровом наказании.18

Есть, однако, и те, кто говорит, что это слово означает просто радость, как это и следует из контекста.19

Его совет Моше

Увидев огромную очередь людей, встроившуюся в ожидании возможности задать Моше свои вопросы по самым разным поводам, Итро обеспокоился.

Некоторые мудрецы считают, что его смутило кажущееся неуважение к еврейскому народу — люди были вынуждены стоять целыми днями, в то время как Моше сидел перед ними словно царь.20

Другие говорят, его беспокоило то, что еврейский народ не получает ответы своевременно или что Моше, погрузившись в мирские дела всего народа, не сможет получать пророчества и лично служить Богу.21

Итак, Итро предложил Моше создать иерархическую судебную систему, чтобы люди получали помощь своевременно. Надо было выбрать ответственных за каждую тысячу человек, каждую сотню, каждые пятьдесят и каждые десять.22 Если ответственный за десять человек не сможет решить проблему, он обратится к тому, кто отвечает за пятьдесят, и так далее. Таким образом, до Моше будут доходить только самые сложные случаи, что облегчит нагрузку его и народа, а заодно сэкономит время. Бог одобрил этот совет, и Моше ее реализовал.23

Отъезд Итро

В Торе дважды говорится, что Итро покинул стан, при этом существует множество интерпретаций обстоятельств и причин этого.

После внедрения судебной системы, описанной в книге Шмот, сказано: «И отослал Моше тестя своего, и тот пошел в свою страну».24

Позже, уже в книге Бемидбар, приводится несколько загадочный разговор, примерно такой:25

Моше говорит своему тестю: «Мы держим путь в Израиль, пойдем с нами, и будет тебе хорошо». Но тот отказывается: «Не пойду, потому что хочу вернуться в родные края».

Моше просит: «Пожалуйста, не оставляй нас. Если пойдешь с нами, получишь то же добро, которое даст нам Бог».

Тут есть над чем задуматься. Между упоминаниями Итро в книгах Шмот и Бемидбар нет ни малейшей информации, которая касалась бы его возвращении в пустыню. Так когда и при каких обстоятельствах он оказался с сынами Израиля во второй раз?

Также неясно, что хорошего было в том, что Моше обещал Итро.

Одно из объяснений следующее: второй эпизод представляет собой более подробное описание первого, в котором события упомянуты очень кратко.26

Некоторые говорят, что причиной, побудившей Итро отказаться от предложения Моше, было то, что он хотел привести новообращенных со своей родины.

Другие считают, его уход был вызван тем, что евреям предстояло получить Тору, а Итро не был достоин присутствовать при этом, поскольку не прошел через боль рабства в Египте.27

Еще одно мнение: он не хотел отказываться от имущества и владений, которые приобрел в Мидьяне, тем более, что, будучи прозелитом, он не получил бы постоянного надела в земле Израиля.28 В ответ Моше уверил тестя, что, по крайней мере, тот получит часть земли, до того времени, когда будет построен Святой Храм.29 А затем колено, на территории которого будет стоять Храм, переселится на землю, временно данную Итро и его потомкам.

Есть такие, кто считает, что Итро как раз был решительно настроен остаться с еврейским народом.30 Однако этот вариант имеет место только в соответствии с тем, что два эпизода, описывающие нахождение Итро в пустыне, произошли действительно в разное время, и, уйдя первый раз, потом он вернулся уже насовсем. Однако после описания уговоров со стороны Моше нет ни слова о том, что его тесть ушел.

Назад к деталям

Давайте обратимся к оставшимся вопросам:

  1. Значение слова «коэн» по отношению к Итро.

Мидраш интерпретирует это так, что до встречи с Моше он был священником культа идолопоклонников.31

Есть мнение, что он был важным сановником в Мидьяне и имел отношение к политике.32 Возможно, эти комментарии дополняют друг друга, тем более что в древности религиозные авторитеты и государственные деятели обычно были тесно связаны.

  • В дополнение к именам Итро, упомянутым выше, в Торе есть и другие упоминания. Например, в недельной главе Ваэра написано, что «Элазар, сын Аарона, женился на одной из дочерей Путиэля»,33 а Мидраш говорит нам, что это одно из имен Итро, и добавляет, что еще его звали Хевер. Выходит, у этого человека было семь имен!

Существуют разные мидраши и даже разные версии этих мидрашей, которые отличаются в том, сколько имен было у Итро и почему. Подводя итог, можно сказать, что каждое из них намекает на определенное его качество или на важное событие жизни:34

  • Йетер (на иврите означает «больше» или «дополнение») — потому что он добавил к законам Торы. Речь идет, конечно, о предложенной им судебной системе, навсегда вошедшей в историю.
    • Итро (имеет отношение к тому же корню, что и Йетер) — потому что он сделал много добрых дел.
    • Ховав (корень этого имени означает «любовь» или «благосклонность») — потому что он был любим Господом.
    • Реуэль35 (на иврите это имя можно разделить на два слова: «рейа», то есть «друг», и «Эль» — «Бог») и Хевер (также происходит от корня слова, означающего «быть на связи») — потому что он был другом Бога.36
    • Путиэль (первая половина имени [פוטי] имеет общий корень со словом, означающим «быть избавленным» или «освобожденным») — потому что Всевышний избавил его от бремени идолопоклонства.37
    • Кейни (от корня, означающего «приобретать») — потому что он приобрел Тору.
  • Его потомки упоминаются у Пророков как мудрецы, изучившие Тору и входившие в состав Сангедрина, Верховного еврейского суда.38

Но далеко не все потомки Итро присоединились к еврейскому народу. Есть мнение, что Балак, царь Моава, пытавшийся навлечь проклятие на сынов Израиля, происходил от Итро.39

  • Существует несколько интересных и глубоких объяснений, почему предложение о создании иерархической судебной системы пришло именно через Итро:
    • Бог намеренно скрыл от Моше эту идею, чтобы Итро — в заслугу всех своих добрых деяний — был прославлен людьми, когда Всевышний поддержит его предложение.40
    • Оно было высказано до дарования Торы (см. мнения выше), и тогда, кроме Моше, еще никто не знал законов Торы, поэтому он не видел возможности назначить других судей. Итро же, в свою очередь, не знал, что стал свидетелем временного решения этой проблемы, и вскоре, после дарования Торы, все изменится.41
    • Со стороны евреев было бы неуважительным сказать Моше, что им нужен еще и другой судья, кроме него. А сам он не хотел говорить народу, чтобы они назначили кого-то ему в помощь, чтобы у них не сложилось впечатление, будто он слабеет и теряет хватку.

Всевышний не давал подобное повеление, потому что это могло быть воспринято как указание на то, что Моше недостоин быть единоличным лидером сынов Израиля. Так что лучшим вариантом было, чтобы совет исходил от Итро.42

  • Моше воспринимал и осознавал Тору на более высоком уровне, чем остальные. Он видел проявление божественности и духовности во всех ее законах и деталях, поэтому хотел передавать ее евреям напрямую, чтобы они усвоили ее суть и поднялись на тот же уровень.

А Итро, происходивший из среды идолопоклонников, осознавал необходимость обучения евреев Торе на более простом уровне. Ведь им предстояло связать ее божественную высоту с мирскими аспектами своей жизни, чтобы это стало им постоянной поддержкой — даже тогда, когда их связь с Богом будет не столь ощутима, как это было в период получения Торы из уст Моше.

Хотя Моше и желал, чтобы евреи никогда не были в таком менее «подключенном» к Богу состоянии, Всевышний согласился с предложением Итро сделать Тору доступной, в более простом формате, чтобы в конечном итоге ее учение проникло даже в низшие аспекты жизни каждого еврея.43

Итро и Амалек как антиподы

Во многих мидрашах Итро упоминается в сопоставлении с Амалеком. И это не случайно: о появлении Итро в стане сынов Израиля Тора говорит сразу после войны с Амалеком. Как подчеркивает один из комментариев, «так же, как мы обязаны стереть имя Амалека, мы должны чтить имя Итро».44

С точки зрения многих мудрецов, Амалек ослеплен ненавистью.45 Даже узнав о чудесном Исходе евреев из Египта, он идет с ними воевать.

Итро представляет совершенно противоположную позицию. Услышав вести, бросившие вызов его философии и образу жизни, он мужественно и с радостью в сердце признал их и сделал частью своей личности.

При этом, как мы видим, он навлек на себя множество неприятностей. А став частью еврейского народа, он, хоть и пользовался в его среде особым расположением и почетом, тем не менее, не получил постоянный удел в земле Израиля и (как подробно описано выше) не мог полностью и искренне участвовать во всех важных для евреев событиях.

Но при этом он и его потомки так сильно желали приблизиться к свету Всевышнего и Его Торы, что были готовы продолжать и дальше жертвовать своим комфортом и благополучием, чтобы жить по Его законам и служить Ему. В конце концов, некоторые из потомков Итро действительно стали учителями и светилами для всего еврейского народа.

Сноски

  1. Шмот, 2:11-4:18.
  2. Шмот, 18:11.
  3. Шмот, 18.
  4. Бемидбар, 10:29-32.
  5. Шофтим, 1:16.
  6. См. Диврей а-Ямим I, 2:53, где, возможно, упоминается его семья (обратите внимание на перевод Таргум).
  7. Вавилонский Талмуд, Трактат Сота, 11а. Или, как вариант, Шмот Раба, 27:6, где говорится, что Амалек был тем, кто предложил угнетать евреев, и Итро тогда фактически был с ним согласен.
  8. См. Сифтей Хахамим на Шмот, 2:16.
  9. Мидраш Танхума, Шмот, 11.
  10. Мидраш Танхума, Итро, 3.
  11. Мехильта д’рабби Ишмаэль, Итро, 1.
  12. См. примечание 7.
  13. Шмот Раба, 27:6. Формулировка, используемая там, судя по всему, предполагает, что это было из-за страха, получить ту же участь.
  14. См. Вавилонский Талмуд, Трактат Зевахим, 116a, и более поздние классические комментарии продолжают обсуждать обе стороны повествования.
  15. Начиная со слова חד, «хад», что означает «острый».
  16. Рав на Сангедрин, 94a.
  17.  חידודין , «хидудин», в Талмуде. В комментариях к слову חידודין говорится, что оно означает то же, что и קמטין, то есть «складки».
  18. Шмуэль на Сангедрин, 94а, цит. у Раши на Шмот, 18:9.
  19. Песикта Зутреса, 18:9.
  20. Раши на Шмот, 18:14. Похоже, это интерпретация Шмот Раба, 27:6.
  21. См. Абарбанель на Шмот, 18.
  22. Основано на Песикта Зутреса и Раши на Шмот, 18:21. Кажется, указано непропорциональное количество судей. См. Ибн Эзра на этот стих среди других комментариев, которые интерпретируют по-разному.
  23. Песикта Зутреса, Шмот, 18:24.
  24. Шмот, 18:27.
  25. Бемидбар, 10:29-32.
  26. Мехильта д’рабби Шимон, 18:27. Хотя трудно понять, каким образом упоминание в Шмот, где Моше отсылает его, согласуется с повествованием в Бемидбар, где Моше просит его остаться.
  27. Мидраш Агада, Шмот, 18:27.
  28. Сифри, Дварим, 352.
  29. Сифри Зута на Бемидбар, 10:29.
  30. См. Нахманид на Бемидбар, 10:29.
  31. Мидраш Агада, Шмот, 2:16. См. Ибн Эзра на тот же стих.
  32. Песикта Зутреса, Шмот, 2:16.
  33. Шмот, 6:25.
  34. Этот список появляется в Мехильта на Итро, 1.
  35. Некоторые стихи (Шмот, 2:18) и Мидраши (например, Сифри, Бемидбар, 78) дают повод предположить, что Реуэль мог быть отцом Итро.
  36. Интересно, что второе слово на иврите (חבר) означает более сильную связь, чем первое (ריע).
  37. См. Мидраш Агада, Шмот, 6:26.
  38. См. Диврей а-Ямим I, 2:55, и коммент. на этот стих. Танхума Итро, симан 4.
  39. См. Зоар, Бемидбар, стр. 196б. Интересно, что Балак объединился с Биламом из-за ненависти к еврейскому народу, тогда как его дед Итро перестал с ним иметь дело по той же самой причине (как указано выше в прим. 5).
  40. Мехильта д’рабби Шимон, Шмот, 18:17
  41. Абарбанель, Шмот, 18.
  42. Сифтей Коэн на недельную главу Итро.
  43. Ликутей Сихот, том. 16, стр. 203 и далее. См. подробное объяснение этого и то, как все это находит отражение в классических мидрашах и комментариях.
  44. Црор Хамор, начало главы Итро.
  45. См. Тора Ор, 85б. Торат Менахем Хитваадуйот, т. 22, стр. 87.

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (7)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Нам нужно собрать 5.000 USD в этом месяце, из них собрано:
17%
Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Другие пользователи посвятили эти статьи своим близким.

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому
Имрей Ноам Мы хотели бы показывать вам уведомления о последних новостях и обновлениях.
Dismiss
Allow Notifications