Вопрос
Добрый день. В комментарии на Недельную главу «Ваейшев» Вы затронули вопрос, который интересует меня уже долгое время. В нем Вы приводите слова Рамхаля в книге «Месилат Йешарим» (23-я глава). Там он пишет: то, что человеку необходимо прилагать усилия, чтобы заработать себе пропитание – это наказание, посланное на человечество: «В поте лица своего будешь есть хлеб свой…» (Берешит 3:19). «Так постановил Высший Царь, и это своего рода ”налог”, которого невозможно избежать, он взимается со всего рода человеческого. Однако старание [само по себе] не приносит успеха, просто оно обязательно [как и штраф]. Если человек постарался и уже исполнил свой долг, то есть возможность, чтобы снизошло на него благословение с Небес». И далее:
«Ведь чрезмерным усилием человек показывает, насколько большое значение имеет для него само усилие. Такое поведение свидетельствует, что человек полагает, что его бурная деятельность может ему помочь» Как определить ту грань, исполнил ли я свой долг, создал возможность, чтоб на меня снизошло благословение (и снисходит ли оно вообще от «материального» старания), отработал ли я «свой штраф» и «пот лица» или этого мало?
Например, грубо говоря, если я понимаю, что, работая 5 часов в день, мне не хватит зарплаты, должен ли я добавить ещё 3 часа работы в день, или следует надеяться на Вс-го, что он увеличит мне зп или подкинет мне денег другим способом (понятно, что эти 3 часа в день я не провожу перед телевизором, есть семья (Б-АШ), уроки, иврит …)?
И еще. Ведь не всегда наши старания приводят к желаемому результату. Как потом понять, нужно ли приложить дополнительные усилия или не нужно, так как это уже будет «бурная деятельность»?
Спасибо за ответ.
Ответ
Думаю, что ответ на Ваш вопрос мы сможем получить, обратившись к словам Хазон Иша в книге «Вера и упование». И так он пишет там (2:2): «вера и упование — это очень близкие понятия, только вера — это общий взгляд на мир, а упование — взгляд человека, обладающего верой, на самого себя; вера — это закон, а упование находится уже в аспекте конкретного действия. Но чем же будет испытан человек…? Он будет испытан, когда встретится с ситуацией, которая потребует действительного проявления этого качества; с ситуацией, когда упование должно вести человека вперед, укреплять и излечивать его… Обратится ли человек в этот тяжкий час к упованию и будет полагаться только на Всевышнего, — или же именно в этот час поступит иначе, и пойдет к высокомерным и сильным, к тем, кто станет ему ложной опорой; обратится к средствам негодным и бесполезным…»
Из этих слов мы видим, что основа упования – это вера в то, что всё — от Творца и ни старания, ни ум, ни проворство человека никак не могут помочь. То, как человек ведёт себя в тяжёлых ситуациях, показывает, по-настоящему ли он верит или только разглашает всем о своей вере.
Как мы видим, Хазон Иш пишет, что, тот, кто не силён в вере, обращается к «средствам негодным и бесполезным». Описывая неподобающие уповающему средства, он употребил два прилагательных «негодные и бесполезные».
Постараемся объяснить эти два недостатка веры, проявляющиеся в делах.
Негодные средства
Это такие средства, которые идут вразрез с законами Торы и волей Творца. Человек, который делает свои действия только, чтобы выполнить обязанность старания, не будет прибегать к каким-либо средствам, которые хоть в чём-то противоречат воли Г-спода, ведь, понятно, что они не входят в эту обязанность.
Бесполезные средства
Обязанность старания включает в себя такие действия, которые, судя по всему, могут помочь человеку и согласно здравому смыслу принести ему пользу. Тот, кто не надеется всем сердцем на Творца, не будет в отчаянии искать всевозможные уловки, даже те, которые, судя по всему, не могут помочь.
Чтобы продемонстрировать вышеупомянутое правило, приведём следующую историю.
Рассказывают, что раввина из Бреста, рава Ицхака Зеева Соловейчика, застала Вторая Мировая Война, когда тот был на отдыхе в Польше. В самом начале войны бомбёжки были не настоль сильные, но, несмотря на это, во время бомбёжки рав Ицхак Зеев был самый не спокойный из всех окружающих. Он постоянно искал наилучшее бомбоубежище и никак не мог успокоиться, говоря: «быть может, есть убежище лучше того, в которое мы бежим». Когда же бомбёжка стала гораздо сильнее, все люди были в полной панике, но, как не странно, раввин из Бреста был абсолютно спокоен, он безмятежно сидел в своей комнате и изучал Тору и не желал бежать ни в какое бомбоубежище, говоря, что следует надеяться на Творца. Тогда спросили его домочадцы: «когда была бомбёжка не настоль сильна, ты был совершенно неспокоен, а сейчас ты с невозмутимостью учишь Тору, несмотря на ужасную бомбардировку». Ответил раввин из Бреста: «Я знаю, что всё — от Творца, поэтому самих бомб я не боялся и не боюсь. Но мы должны заботиться о своей жизни, это заповедь Г-спода. Когда была бомбёжка не столь сильная и в силе бомбоубежища было спасти человека, я каждый раз задумывался, каким образом лучше выполнить эту заповедь. Поэтому был неспокоен. Сейчас же, когда бомбёжка столь интенсивная, никакое бомбоубежище не может от неё спасти, поэтому и нет заповеди бежать в бомбоубежище. Поскольку так, я спокоен и безмятежен».
Где грань между старанием и упованием?
После того, как мы прояснили, какие действия уповающий на Творца не будет делать, нам осталось прояснить, где проходит грань между старанием и упованием в таких действиях, которые не противоречат воли Творца и которые по природе своей могут помочь. Сколько сил нужно приложить в такое старание?
Из слов рабби Авраама сына Рамбама в книге «Амаспик леаводат Ашем» мы учим, что старание следует делать в таком количестве, чтобы то, что мы желаем достичь, не было чудом и было логично, что теми методами, которыми он пользуется, он смог достичь то, что ему требуется.
Безмятежность надеющегося на Творца
Рабейну Бехаей в книге «Ховот алевавот» (4:1) пишет: «сущность упования – душевное спокойствие уповающего, который полагается на Г-спода, что (Тот) сделает ему наилучшее и самое подходящее». Из этих слов мы учим ещё одно важное правило: во всех стараниях важно, чтобы человек оставался в постоянном спокойствии, осознавая, что всё – от Творца и Тот сделает ему наилучшее.
Перейдём теперь к Вашему конкретному примеру.
Если Вы считаете, что 5 часов работы в день не хватает, с точки зрения старания следует добавить часы работы. Однако я думаю, что важно задуматься над другим вопросом, не связанным с вопросом об уповании: быть может, вместо того чтобы добавлять часы работы, есть возможность сократить свои нужды, таким образом, чтобы то, что Вы зарабатываете, хватало Вам, а остальные часы дня Вы смогли бы посвятить Вашим духовным потребностям.