Среди 39 субботних работ есть три, которые не только принадлежат к группе действий по подготовке к изготовлению красителей, совершаемых во время строительства переносного Храма, из которых, как известно, выводятся все субботние работы, но и схожи по своим целям. При создании скинии пользовались краской, для изготовления которой применяли семена определенных видов растений. После того, как эти семена в результате обмолачивания были отделены от покрывающей их оболочки, их нужно было тщательно очистить от остатков оболочки, песка, земли, мелких камешков и других посторонних предметов, являющихся помехой для изготовления качественного красителя. Процесс очищения семян состоял из трех этапов: веяние («зорэ»), выбирание («борэр») и просеивание («меракед»).
Очищение начиналось с работы веяние: семена подбрасывали кверху специальной лопатой, ветер уносил легкие частички оболочки, перемешанные с семенами, а более тяжелые семена падали на землю. После этого очищали семена от земли, мелких камешков и прочего мусора. Для этого совершали работу выбирание – удаление перемешанного с семенами мусора. После того, как семена были измельчены, их просеивали, совершая при этом работу просеивание.
Нетрудно заметить, что все эти три действия сходны, т.к. они преследуют одну и ту же цель – отделение нужного от ненужного. Талмуд обозначает нужное условным термином «пища», а «ненужное» – условным термином «отходы». При этом, «пищей» при известных обстоятельствах может являться вовсе несъедобный предмет, а «отходами» – чем-то, в принципе, очень полезным и нужным, но не в данный момент. Почему мудрецы посчитали правильным пользоваться термином «пища», если законы, связанные с выбиранием нужного от ненужного распространяются на любые предметы, а не только на продукты питания? Причина этого в том, что на практике наиболее часто человек в субботу прибегает к выбиранию одного из другого именно в процессе подготовки и принятия пищи.
Подробней о каждой из этих работ читайте отдельные статьи.