в , , ,

Как делать самоанализ («хешбон нефеш»)?

Важно, чтобы человек ежедневно серьезно обдумывал свои поступки
image_pdfСохранить в PDFimage_printПечатная версия

Одна из самых больших обязанностей человека в этом мире – размышлять о своих поступках и следить за ними. Ведь «идущий по жизни бездумно, не размышляя – хорош его путь или плох – подобен слепцу, идущему по берегу реки: опасность для него, несомненно, огромна и беда куда ближе спасения» («Месилат Йешарим»). Продолжает Рамхаль: «Человек должен размышлять все время, и в особенности – во время, отведенное им для уединения: где истинный путь, по которому он обязан идти согласно закону Торы? А затем ему следует подумать о своих делах, соответствуют они этому пути или нет. Благодаря этому ему будет легко очиститься от всякого зла и выпрямить свои пути».

Если прочесть эти слова Рамхаля внимательно, то станет очевидно, что необходимо размышлять о двух вещах: каким должен быть истинный путь в общем, и о своих поступках в частности. Пишет Рамхаль в другом месте: «Тот, кто хочет позаботиться о себе, должен следить за двумя вещами. Во-первых, он должен задуматься над тем, в чем же состоит истинное добро, которое надлежит избрать человеку, и что есть настоящее зло, от которого следует бежать. А во-вторых, задуматься над поступками, которые он совершает – что они несут с собой: добро или зло».

Важно, чтобы человек ежедневно серьезно обдумывал свои поступки
Важно, чтобы человек ежедневно серьезно обдумывал свои поступки

Даже если человек понял, какой жизненный путь является истинным, ему следует продолжать размышлять над этой темой: помимо знания истинного пути, это размышление поможет ему постоянно осознавать важность добрых дел и низменность дурных поступков. Часто бывает, что человек занимается важной заповедью, к примеру, он открывает гмах, цель которого – одалживать нуждающимся деньги, но с течением времени все его мысли заняты только деталями: сколько кому одолжить, каких гарантов потребовать и т. п. В силу этого, он все меньше и меньше осознает важность заповеди, которую он выполняет, и его душевный порыв постоянно уменьшается. Он уже не делает эту заповедь с теми же святыми намерениями, как делал раньше.

Важно, чтобы человек размышлял не только о деталях и точности исполнения заповедей (что, несомненно, весьма важно делать), но и о своём положении в этом мире: кто я, зачем моя душа была помещена в этот мир, что требуется от меня в этом мире. Тем самым, он сможет исполнять заповеди с гораздо большим воодушевлением и желанием.

Жалоба

Проголосуйте:

0 баллов
За Против

Добавить комментарий

Пророк Йона бежит от Создателя

Как пророк Йона мог скрыться от Всевышнего?

Чтение свитка Торы, Аазину

Благословение на Тору