Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Кеат

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Эпоха, в которую жил Кеат

После смерти Йосефа, последовавшей в 2309 году /1451 г. до н.э./, многие молодые потомки Яакова начали говорить: «Станем как египтяне» (Шмот раба 1:8). И если сначала евреи жили обособленно в земле Гошен, постепенно они расселились по всему Египту, как написано: «Наполнилась ими вся страна» (Шмот 1:7) — а в мидраше объясняется: «наполнились ими театры и цирки» (Ялкут Шимони, Шмот 1).

И чем усерднее они пытались уподобиться египтянам, тем сильнее изменялось отношение к ним египтян: уважение и дружеское расположение, которое египтяне прежде испытывали к родне Йосефа, спасшего страну в годы голода, сменились подозрительностью и даже ненавистью (Шмот раба 1:8; Танхума, Шмот 5). Как образно говорится в псалме, Всевышний «перевернул сердца» египтян, чтобы они «ненавидели Его народ и злоумышляли против него» (Теилим, 105:25). И так впервые начал действовать исторический механизм, который, по определению наших мудрецов, обеспечивает вечность народа Израиля. «Сущностное состояние Израиля, — поясняет Нецив из Воложина, — быть одиноким среди народов и отделенным от них. Поэтому в час, когда евреи пытаются порвать с этим одиночеством и, подражая поступкам других народов, в конце концов, освободиться от своей еврейской сущности, Б-г возвращает их к еврейству, пробуждая ненависть народов и приводя ее в действие… до тех пор, пока евреи против своей воли снова не осознают себя евреями» (Шеэрит Исраэль).

И египтяне сумели поработить сынов Израиля, использовав их страстное желание стать «такими же египтянами, как и все». После того как в 2340 году /1420 г. до н.э./ на трон взошел новый фараон Малоль, не знавший Йосефа и не помнивший его заслуг перед страной, сынов Израиля призвали на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес, защищавших северо-восточные рубежи Египта (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, ШмотСедер адорот). В первый день в работе по возведению этих важнейших стратегических объектов принимал участие сам фараон, и поэтому, желая проявить свой «египетский» патриотизм, на его призыв откликнулись все евреи — кроме левитов, постоянно занятых изучением Торы (Хизкуни, Шмот 5:4).

В течение первых месяцев сыны Израиля трудились вместе с египтянами и ежедневно получали плату, но затем из всех египтян на строительстве остались одни надсмотрщики, которые теперь уже силой принуждали сынов Израиля к тяжелой работе, — а вместо денежной платы евреи стали получать лишь скудный паек (Сефер аяшар, ШмотСедер адорот). И только левиты, как и прежде, посвящали все свое время служению Б-гу и изучению Его законов — ведь египтяне привлекли на принудительные работы только тех, кто вначале явился на строительство добровольно (Сефер аяшар, ШмотХизкуни, Шмот 5:4).

Кем был Кеат?

Кеат бен Леви (קהת; 2235—2368 гг. /1525—1392 гг. до н.э./) — выдающийся праведник и мудрец, глава колена Леви.

Начало пути

Родился в 2235 году в Земле Израиля (Берешит 46:11; Седер адорот). Средний сын Леви, сына праотца Яакова, и Адины, правнучки Эвера (Шмот 6:16; Сефер аяшар, Ваешев).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ трехлетний Кеат вместе со всем родом Яакова переселился в Египет (Берешит 46:11; Седер адорот).

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3). В египетской земле Гошен, где поселилась семья Яакова, была основана ешива, во главе которой Яаков поставил отца Кеата — Леви. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви (Танхума, Ваигаш 11; Рамбам, Авода зара 1:3).

Потомки Кеата

У Кеата было четыре сына: Амрам, Ицхар, Хеврон и Узиэль (Шмот 6:18; Бемидбар 3:19).

В 2331 году /1429 г. до н.э./ умер отец Кеата Леви — последним из братьев Йосефа (Шмот 6:16; Седер адорот). И сразу же после его смерти начались притеснения сынов Израиля. В качестве первой меры у них были конфискованы все поля, виноградники и благоустроенные дома, дарованные им при Йосефе (Сефер аяшар, ШмотСедер олам раба 3; Седер адорот). А в 2340 году /1420 г. до н.э./ все евреи были направлены на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, ШмотСедер адорот). И только левиты, возглавляемые Кеатом, не откликнулись на патриотический призыв фараона, потому что были постоянно заняты изучением законов Б-га. А поскольку они не владели никакими ремеслами, египтяне оставили их в покое и в дальнейшем не привлекали на принудительные работы (Хизкуни, Шмот 5:4).

Позднее, но еще при жизни Кеата, во главе совета мудрецов, возглавлявшего народ Израиля, встал его первенец Амрам (Сота 12а).

В 2365 году /1395 г. до н.э./ у Амрама родился сын Аарон, а в 2368 году/1392 г. до н.э./ — второй сын, которого Кеат назвал при рождении именем Авигдор. А впоследствии этот его внук стал известен под именем Моше (см.) (Шмот 6:20; Бемидбар 26:59; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Смерть Кеата

Кеат бен Леви умер в том же, 2368 году (а по другой версии, год спустя), — ему было сто тридцать три года (Шмот 6:18; Седер адорот).

Духовное величие Кеата

В мидраше он назван среди величайших праведников человечества: ведь когда из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотцы Авраам, Ицхак и Яаков сумели «опустить» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви — на третий, а Кеат — на второй. Впоследствии в заслугу его сына Амрама Шехина опустилась на первый уровень Небес, а в заслугу его внука Моше — вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2, 19:13).

При исходе из Египта среди потомков Кеата было восемь тысяч шестьсот «мужчин от одного месяца и старше» (Бемидбар 3:27—28); из них мужчин от тридцати до пятидесяти лет, несущих службу при Шатре Откровения, было две тысячи семьсот пятьдесят (там же 4:34—36). А работа левитов из рода Кеата заключалась в том, что они переносили со стоянки на стоянку все принадлежности Святилища (там же 4:4—20, 7:9).

В Земле Израиля коэны — потомки Аарона, внука Кеата, — получили тринадцать городов, среди которых были Хеврон, Бейт-Шемеш и Гивон, а левиты из потомков Кеата — еще десять (Йеошуа 21:4—5, 10-26; I Диврей аямим 6:39—46, 51—55).

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому