Вопрос раввину:
Я отправился на встречу с нашим раввином из-за проблемы, которая возникла у меня с моим соседом.
Когда я вошел, то был удивлен тем, что увидел там другого нашего соседа, сидящего вместе с равом. Я понял, что он находится в процессе получения Смихи (проходит обучение на практике, слушает вопросы и ответы). Я оказался в затруднительном положении. С одной стороны, из-за того, что я не мог изменить описание подробностей моего дела, я понял, что сосед, который сидит там, догадается по моему вопросу, о ком идет речь.
В связи с этим, меня беспокоило, что, возможно, мне запрещено задавать свой вопрос в его присутствии. С другой стороны, вопрос был очень срочный. Я никак не мог отложить его и спросить в другой раз, но, в то же время, чувствовал себя неловко и поэтому не стал просить соседа покинуть комнату.
В конце концов, я просто решил задать раву свой вопрос. Было ли это неправильным поступком с моей стороны? И если да, то как я могу это исправить?
Ответ:
Как только Вы заметили, что в комнате раввина находится один из ваших соседей, Вы должны были вежливо сказать, что Ваш вопрос включает в себя жалобы на конкретных людей, поэтому Вы бы хотели обсудить это с раввином наедине. (Это общепринятая практика в отношении людей, которые проходят обучение у раввинов, в тех случаях, когда неудобно задавать вопросы в присутствии кого-либо еще).
Поскольку Вы не сделали этого, Вы действительно говорили лашон а-ра без настоящей на это причины. Вы должны раскаяться: прочитать Видуй (покаяться перед Творцом о грехе), сожалеть о содеянном, и принять обет на будущее не нарушать эти законы. Рав, в свою очередь, ничего не нарушил, позволив Вам сообщить детали, поскольку не имел понятия, что человек, о котором идет речь, является Вашим соседом и что это будет ясно его ученику из Вашего вопроса. Если бы присутствующий при этом разговоре сосед сразу же понял, что именно будет являться темой для обсуждения и что поэтому то, что он услышит, может быть лашон а-ра, ему следовало бы немедленно покинуть комнату.
Очевидно, что он смог понять это уже в процессе разговора, после того как услышал негативную информацию, и, соответственно, поступил единственным алахически дозволенным способом: не верить услышанному и опасаться сделать какие-либо выводы из этих слов.