Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Посещение святых мест в Израиле и их законы

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

В Талмуде[1] приводится ряд постановлений мудрецов о специальных благословениях, которые произносят при виде руин городов Иудеи, Иерусалима и места, на котором находился Храм.

Произносить благословение на трагическое событие, даже такое, как смерть самых близких людей, следует с той же уверенностью в абсолютной доброте и милосердии Творца, как если бы произошло самое радостное событие в жизни человека, как например, рождение ребенка[2]. Ведь Создатель забирает или дарует что-либо человеку только тогда, когда это является для него абсолютным добром. Даже если порой мы этого не понимаем сразу. Согласно свидетельству наших мудрецов[3], Храм был разрушен вместо уничтожения еврейского народа. Грехи народа настолько переполнили чашу весов справедливости, что евреи должны были погибнуть. Но по великому милосердию Своему, Творец заменил гибель народа разрушением Храма и изгнанием его из Святой Земли.

Поскольку нам не известно точное месторасположение городов Иудеи, благословение на их руины в наши дни не произносят. Причем это верно и в случае, когда речь идет о древней части Иерусалима[4].

Благословение на месторасположения Иерусалимского Храма произносят и в наши дни. Его произносит тот, кто видит это место впервые или не видел его более тридцати дней[5].

Чтобы человек мог произнести благословение, он должен отчетливо видеть место, где находился Храм. Это возможно, когда он находится на одном из возвышений мест Древнего Города или с Масличной горы, а также, если он видит одно из строений (мечеть), которое сейчас находятся на этом месте. Многие произносят благословение, подойдя к Стене плача[6].

После того, как человек прибыл к тому месту, где он собирается произнести благословение, он читает следующий стих из книги пророков: «Дом святости нашей и величия нашего, в котором превозносили Тебя отцы наши, предан огню, и все самое дорогое и милое сердцу превратилось в руины»[7].

בית קדשנו ותפארתנו אשר הללוך אבתינו היה לשרפת אש וכל מחמדינו היה לחרבה.

Затем, не упоминая Имени Б-га благословляют: «Благословен Судья Истинный».

ברוך דיין האמת.

После того, как произнесли благословление, совершают обряд крия, т.е. надрывают одежду в знак траура по разрушенным святыням.

Те, кто живут в древней части Иерусалима и видят это место постоянно, не произносят благословение и не надрывают одежду. Проживающие в других районах Иерусалима, должны выяснить у раввина, как им следует поступать в отношении рассматриваемого нами закона.

В заповеди крия обязаны мужчины с тринадцати лет и женщины с двенадцати. Детей не принято приучать к выполнению этой заповеди, т.к. мы всем сердцем надеемся на то, что Храм вскорости будет выстроен и им не придется скорбеть по его разрушению[8]. Незрячие люди не обязаны исполнять обряд крия[9]. В день, когда человек совершает обряд крия, ему следует отказаться от мяса и вина[10].

С кануна субботы и праздников после полудня и до полуночи после завершения субботы и праздников обряд крия не совершают. Когда говорится о праздниках, в отношении жителей Израиля речь идет о семи днях Песаха, Шавуоте, первом и втором днях Рош а-Шана, Йом Кипуре, шести днях Суккота и Шмини Ацерете. Жители диаспоры не совершают обряд крия также в восьмой день Песаха, во второй день праздника Шавуот и во второй день Шмини Ацерета (йом-тов шэни). Во многих общинах не делают крию также в новомесячье, Хануку и Пурим.

Сефардские женихи и невесты в день свадьбы до хупы не совершают обряд крия. В течение семи после свадьбы как ашкеназские, так и сефардские молодожены не делают крию[11].

Если человек видел место, где находился Храм, в один из дней, когда он не должен был делать крию или он забыл ее сделать или не знал, что есть такой закон, а затем менее чем через тридцать дней вновь видит это место, он не делает крию[12].

В отношении того, какие виды одежды человек обязан надрывать в рамках исполнения заповеди крия, существуют различные обычаи[13]. Ту одежду, которую одевают только перед тем, как выйти на улицу, как, например, пальто, куртки, плащи и т.п., не надрывают. Согласно обычаю города Иерусалима, надрывают только один вид одежды из той, в которую одет человек[14]. Свитера и нижнее белье не надрывают. Тому, кто обычно ходит в пиджаке и на улице, и дома, следует его заблаговременно снять до того, как он будет обязан совершить обряд крия. Таким образом, мужчины надрывают рубашки, а женщины – блузки или платья. Женщины, следуя правилам скромности, совершают обряд крия в укромном месте и сразу же скрепляют булавкой место надрыва.

Тот, на ком надета чужая одежда, освобожден от заповеди крия, т.к. запрещено портить имущество, принадлежащие другому человеку. Мудрецы Торы не приветствуют поведение тех, кто, специально одевает чужую одежду для того, чтобы освободиться от обязанности крия, или, тем более, «продает» на время свою одежду, а потом «приобретает» ее обратно. Согласно некоторым мнениям, такая продажа не засчитывается и одежда остается принадлежащей хозяину[15]. Вместе с этим разрешено заблаговременно облачиться в такую одежду, которую не жалко порвать[16].

Обряд крия совершают стоя, не облокачиваясь ни на какие предметы. Надрыв должен быть сделан руками, но чтобы его было легче осуществить, разрешено сделать небольшую прорезь с помощью ножа, ножниц или любого другого предмета. Надрыв делают с левой стороны длиной примерно в десять сантиметров сверху вниз по диагонали. Если надрыв был сделан по горизонтали, заповедь не выполнена и необходимо порвать одежду сверху вниз. Если по ошибке одежду надорвали с правой стороны, а не с левой, постфактум закон выполнен[17].

Разрешено надрывать одну и ту же одежду несколько раз. Следует лишь отступать всякий раз на семь сантиметров от предыдущего надрыва.

После совершения обряда крия принято произносить следующий текст: «Ибо все законы Его – сама справедливость и истина. Деяния Творца совершенны, ибо ступает Он единственно правильными путями. Б-г Верный, не допускающий ни малейшего отклонения от справедливости, праведен и прям Он. А Ты (Всевышний) полностью прав в отношении всего того, что нас постигло. Ибо Ты истину вершил, а мы грешили».

(כי כל משפטיו צדק ואמת הצור תמים פעלו כי כל דרכיו מפשט ק-ל אמונה ואין עוול צדיק וישר הוא ואתה צדיק על כל הבא עלינו כי אמת עשית ואנחנו הרשענו.)

Выше упоминалось, что в наши дни не принято совершать обряд крия в знак скорби по Иерусалиму. Однако было бы правильно, в дополнение к десяти сантиметрам, которые надрывают в память о разрушенном Храме, надорвать еще немного в знак скорби об Иерусалиме. В этом случае дополнительно произносят: «Города святости Твоей стали пустыней, пустыней стал и Сион, Иерусалим опустел»[18].

(ערי קודשך היו מדבר ציון מדבר הייתה ירושלם שממה).

Затем молятся о восстановлении Храма: «Порадуй нас также сильно, как страдали мы в дни, когда заставлял Ты нас страдать, и в годы, когда мы видели зло. Да предстанут перед рабами Твоими деяния Твои, и великолепие Твое покажи сыновьям Твоим»[19].

(שמחנו כימות עיניתנו שנות ראינו רעה ייראה אל עבדיך פעלך והדרך על בניהם).

После этого произносят: «Опрокидывает Всевышний дом надменных, а границы владения вдовы восстановит»[20].

(בית גאים יסח ד’ ויצב גבול אלמנה)

Очень важно прочесть также 79-ую главу из книги Тэилим: «Песнь Асафа. Вторглись чужие народы в пределы Твои. Осквернили (место пребывания) святости Твоей, превратили Иерусалим в руины. Трупы рабов Твоих бросили на съедение птице небесной, плоть любимцев Твоих – предали зверям полевым. Вокруг Иерусалима все залили кровью, как водой, никто не похоронит. Стали мы позором перед соседями нашими, посмешищем и срамом в глазах окружающих нас. Вечно ли гневаться будешь, Всевышний? До какой поры ревность Твоя будет пылать? Излей ярость свою на народы, не признающие Тебя, на царства, которые к Имени Твоему не взывают. Ведь поглотили они Якова, и место пребывания его опустошили. Не вспоминай нам грехов наших прошлых, пусть поскорее придет к нам милосердие Твое, ведь беспомощны мы. Помоги нам, Б-г спасения нашего, ради прославления Имени Твоего, и спаси нас, и искупи грехи наши ради Имени Твоего. Зачем (давать возможность) народам вопрошать: «А где Б-г этих?». Дай народам на глазах наших познать расплату за пролитую кровь рабов Твоих. Пусть дойдут до Тебя вопли узника, освободи великой десницей Своей обреченных на смерть. Ответь соседям нашим всемеро большим позором, чем тот, которым они позорили Тебя, Б-г наш. А мы – народ Твой и стадо с пастбища Твоего – благодарить Тебя будем вечно, из поколения в поколение рассказывать о славе Твоей»[21].

(מזמור לאסף אל-קים באו גויים בנחלתך טמאו את היכל קודשך שמו את ירושלם לעיים. נתנו את נבלת עבדיך מאכל לעוף השמים בשר חסידיך לחייתו ארץ. שפכו דמם כמים סביבות ירושלים ואין קובר. היינו חרפה לשכנינו לעג וקלס לסביבותינו. עד מה ד’ תאנף לנצח תבער כמו אש קנאתך. שפוך חמתך אל הגויים אשר לא ידעוך ועל ממלכות אשר בשמך לא קראו. כי אכל את יעקב ואת נווהו השמו. אל תזכור לנו עוונות ראשונים מהר יקדמונו רחמיך כי דלונו מאוד. עזרנו אל-קי ישענו על דבר כבוד שמך והצילנו וכפר על חטאותינו למען שמך. למה יאמרו הגויים איה אלוקיהם ייוודע בגויים לעינינו נקמת דם עבדיך השפוך. תבוא לפניך אנקת אסיר כגודל זרועך הותר בני תמותה. והשב לשכנינו שבעתים אל חיקם חרפתם אשר חירפוך אד-ני. ואנחנו עמך וצאן מרעיתך נודה לך לעולם לדור ודור נספר תהילתך).

В завершение обряда крия читают следующую молитву: «Подобно тому, как увидел я его в руинах, да удостоюсь созерцать его выстроенным, с действующим новым, как полагается, дворцом. Да будет угодно пред Тобой, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы был выстроен Храм вскорости, в дни наши, и удостой нас надела нашего в Торе Твоей. И там будем служить Тебе в трепете, подобно тому, как было в дни прежние и годы минувшие».

)וכשם שראיתיו בחרבנו כך אזכה לראות בבנינו בישוב ארמון על כנו יהי רצון מלפניך ד’ אלוקינו ואלוקי אבותינו שייבנה בית המקדש במהרה בימינו ותן חלקנו בתורתך ושם נעבדך ביראה כימי עולם וכשנים קדמוניות).

Зашивать надорванную одежду обычным способом запрещено навсегда. Разрешено лишь приметать место надрыва грубыми неровными стежками. Пока человек не покинет ту территорию, находясь на которой он должен был совершить обряд крия, ему запрещено заменить надорванную одежду на целую[22].

Некоторые считают, что Стена Плача – это западная стена здания Храма, но, согласно основной версии, — это западная стена Храмовой Горы. В любом случае святость этого места велика и вести себя следует соответствующим образом: не курить, не есть, не пить, не разговаривать по телефону, вести себя достойным святого места образом. Желательно не заносить оружие на территорию, прилегающую к Стене плача. Согласно некоторым мнениям, запрещено подходить вплотную к Стене Плача, другие законоучители разрешают прикасаться к ней и целовать ее камни[23]. Запрещено брать осколки этих камней и песок, находящийся между ними. Покидая Стену Плача, следует выходить так, чтобы лицо было обращено к ней, и немного склонившись.

Многие годы люди вкладывают записки со своими сокровенными просьбами между камней Стены Плача. Наши учителя пишут, что о Всевышнем не сказано, что Он читает молитвы, но сказано, что Он слышит молитвы, поэтому с Ним нужно разговаривать, а не писать Ему. Люди обычно пишут друг другу записки в трех случаях: либо, когда они находятся в ссоре и не разговаривают друг с другом, либо, когда один из них не может застать другого, чтобы с ним поговорить лично, либо, когда существует опасение, что просьбу, переданную в устной форме, человек может забыть, а записка будет служить ему напоминанием. Как понятно, все эти причины не уместны по отношению к Создателю. Он всех нас любит и жаждет, чтобы мы к нему обращались как можно чаще и больше, Он близок к нам всегда, и Он никогда ничего не забывает. Кроме этого, существуют некоторые проблемы класть записки между камней Стены Плача с точки зрения еврейских законов. По многим мнениям запрещено допускать попадание пальцев в пространство между камней Стены Плача, а также запрещено пользоваться камнями Стены Плача (в данном случае – для хранения записок).

За Стеной Плача находится Храмовая Гора – возвышение, в определенной части которого некогда находился Храм. Хотя официальные инстанции Израиля допускают посещение Храмовой Горы, согласно законам Торы, проникновение на территорию этого места является строгим нарушением. Святость этого места, которая сохраняется и наши дни[24], предусматривает соблюдение определенных правил. Одно из них гласит, что ритуально нечистые люди не имеют права входить на Храмовой Гору. Во время существования Храма существовало четкое деление на разные секторы Храмовой Горы по уровням святости и, соответственно, степени строгости за проникновение на каждый из них ритуально нечистых людей. За проникновение на одни из них полагалось самое строгое наказание – отсечение души от еврейского народа (карэт)[25], на другие – тридцать девять ударов плетью.

В наши дни нет четкого деления на зоны по степени их святости и, вместе с этим, каждый человек является ритуально нечистым самой высокой степени нечистоты (тамэ мет), очиститься от которой по целому ряду объективных причин, связанных с законами о нечистоте, до прихода Мошиаха невозможно будет очиститься, чтобы было разрешено посетить Храмовую Гору. Причем запрещено не только заходить на территорию Храмовой Горы, но и пролетать над ней на самолете или вертолете[26]. Запрет вторгаться в пределы Храмовой Горы в полной мере относится и к неевреям. Поэтому еврей, который помогает нееврю совершить нарушение, преступает завет Торы «Пред слепым не ставь преграды»[27].

В случае даже отдаленной вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать любые действия, которые могут привести к его спасению, за исключением идолопоклонства, убийства, разврата и публичного осквернения Имени Творца. Поэтому в случае угрозы опасности для общества или частного лица разрешено и необходимо заходить в любое место Храмовой Горы.

Если позволяет время, то перед этим нужно сделать все возможное, чтобы произошло как можно меньше осквернения святилища Всевышнего. Изначально спасителю следует отсчитать семь дней и омыться в роднике, бьющем «живой» водой и выждать поле этого выхода звезд. Он также должен полностью окунуть в ручей все предметы, которые необходимы ему для спасения, если они от этого не испортятся, а все те, без которых можно обойтись, не брать с собой.

При возможности предпочтительней быть облаченным в одежду и брать с собой предметы, изготовленные из синтетических материалов, т.к. относящиеся к ним законы о ритуальной нечистоте намного легче. Если спасатель – женщина, ей нужно сделать то же самое, но омыться достаточно в водах миквы. Если ситуация не терпит отлагательств и ждать семь дней нельзя, то следует сразу омыться в роднике или по крайней мере в водах миквы и омыть в них одежду и все необходимые для спасения предметы. Если и на омовение не остается времени, спасатель поднимается на Храмовую Гору, не очистившись. Если он может перед тем, как зайти на территорию Храмовой Горы, разуться, он должен это сделать[28].

Законы омовения в роднике и микве достаточно обширны и для того, чтобы исполнить заповедь омовения и благословить на нее, необходимо досконально знать эти законы. Войдя в зону святой территории, спасатель должен постараться находится там только то время, которое необходимо для спасения и заходить в места, которые находятся вне круга его деятельности.

Великий мудрец Мишны, рабби Шимон, говорил: «Нарушение законов о святости Храма и всего, что с ним связанно, строже нарушения всех остальных запретов Торы. Нарушения всех запретов Торы искупаются одним козлом (грехоочистительной жертвой), а для искупления за нарушения законов о святости Храма и всего, что с ним связанно необходимо принести тридцать два козла. Нарушения всех запретов Торы искупаются один раз в год, а искупление за нарушения законов о святости Храма и всего, что с ним связанно, должно осуществляется каждый месяц, как сказано: «За то, что святилище Мое ты осквернил всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, и Я тоже умалю (тебя), и не сжалится око Мое, и Я тоже не пощажу»[29]. Все мерзости и гнусности, которые ты сделал, отвратительны, но осквернение Храма и всего, что с ним связанно, отвратительнее всего»[30].

Чтобы исполнить великую заповедь благоговейно чтить святилища Творца, прежде всего, необходимо всячески остерегаться того, чтобы их не осквернять. А если человек ощущает потребность для духовного подъема набраться святости, наполняющей место присутствия Б-жественного проявления, ему достаточно встать на таком расстоянии от него, с которого ему будет его хорошо видно и не более того[31]. Также необходимо помнить слова наших учителей о том, что святость синагоги по своему уровню даже выше некоторых мест Храма[32].


[1] «Моэд Катан», 26а.

[2] «Брахот», 33б и 54а.

[3] «Эйха Раба», 4:14.

[4] «Эрец Исраэль», 22:1.

[5] «Шулхан Арух», там же, 561:2 и 5; «Мишна Брура», там же, п.6.

[6] «Орхот Рабейну», там же, стр.148-149; «Игрот Мошэ», там же, ч.4, п.70; «Ашрэй а-Иш», «Орах Хаим», ч.3, 73:12.

[7] Йешаяу 64:10.

[8] «Орхот Рабейну», там же, стр.154; респонсы «Авнэй Яшпэ», там же, п.55.

[9] «Ашрэй а-Иш», там же, п.16.

[10] «Мишна Брура», 561:4.

[11] «Ашрэй а-Иш», там же, п.19.

[12] «Минхат Шломо», кама, 73:3; «Аярот», «Моэд Катан» 20а.

[13] Хотя надо заметить, что закон («Шулхан Арух», там же, п.4) установлен в соответствии с мнением Рамбама («Яд а-Хазака», «Илхот Тааниёт», 5:17), согласно которому законы крии по разрушенному Иерусалиму идентичны законам крии по родителям, т.е. необходимо надрывать все виды одежды, в которые облачен человек в момент исполнения заповеди. Но на практике во многих общинах в знак траура по разрушенному Иерусалиму принято полагаться на мнение тех законоучителей (Раавад и Рамбан), которые считали, что законы крии по Иерусалиму идентичны законам крии по остальным родственникам (по которым кроме родителей есть обязанность делать крию) и надрывают только тот, вид одежды, который человек одевает сверху при условии, что он носит его не только на улице, но и в помещении.

[14] «Эрец Исраэль», 22:4; «Минхат Шломо», там же, п.1; «Имрэй Эмет», «Осэф Михтавим», п.60.

[15] «Ор ле-Цион», ч.3, 30:5; «Мааданэй Шломо», стр.60; «Аярот», «Моэд Катан», 20б; «Моадим вэ-Зманим», ч.7, п.257.

[16] «Шаарэй Нэхама», стр.123.

[17] «Шулхан Арух» там же, там же; «Мишна Брура», там же, п.12-16.

[18] Йешаяу 64:9.

[19] Тэилим 90:15-16.

[20] Мишлей 15:25.

[21] Тэилим 79.

[22] «Ашрэй а-Иш», там же, п.23.

[23] «Орхот Рабэйну», там же, стр.149; «Ор ле-Цион», ч.3, 30:5; «Алихот Шломо», «Тфила», гл.6, прим.41.

[24] Сказано в Торе: «Субботы Мои соблюдайте и святилищ Моих бойтесь, Я – Г-сподь» (Ваикра 26:2). Предание, полученное мудрецами, гласит, что Тора неспроста поместила заповедь о трепете перед святилищами Творца вместе с заповедью о соблюдении субботы. Этим она хотела нас научить, что подобно тому, как соблюдать субботу нам заповедано навечно и при любых условиях, так и трепетное отношение к святилищам Творца нам заповедано навечно и при любых условиях («Дварим Раба», «Ваэтханан»).

[25] Бэмидбар 19:20.

[26] «Циц Элиэзер», ч. 10, п. 1; «Хазон Овадья», «Арбаа Тааниет», стр. 454-458; «Шэмеш вэ-Маген», «Йорэ Дэа», п. 25 и др.

[27] Ваикра 19:14.

[28] «Брахот», 9:5.

[29] Йехезкель 5:11.

[30] Тосэфта «Швуот», 1:2.

[31] «Кли Якар», Берейшит 13:17.

[32] См. «Махацит а-Шекель», «Орах Хаим», 151:4, 17 и «Мишна Брура», 151:40.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому