Талмуд не говорит, сколько раз нам следует обернуть ремешки тфилин вокруг руки, и тем не менее, широко распространен обычай делать это 7 раз (не считая того, что сначала их оборачивают вокруг бицепса, а позже еще и вокруг пальцев).(1)
Мы обязаны распространению этого обычая, очевидно, раввинам-каббалистам и, в частности, раву Ицхаку Лурии, известному как Аризаль (1534–1572).
Семь девиц
Аризаль объясняет, что 7 витков тфилин вокруг руки соответствует стиху в Книге Эстер (2) о том, что ей в услужение дали «из царского дома семерых девиц, достойных ее». (3)
Зоар связывает «семерых девиц» с 7 определенными ангелами, и многие придерживаются этого мнения. (4) (5) Но есть и другие, кто соотносит эти слова с 7 «комнатами», или сфирот — то есть с духовными мирами. (6)
Семь эмоций
Цель тфилин — связать наш разум и эмоции с Богом. Чтобы связать с Ним разум – для этого предназначен головной тфилин, для связи эмоций — тфилин на руке, который укрепляют рядом с сердцем — вместилищем эмоций.
Посвятить свои эмоции Богу — значит развивать любовь и страх перед Творцом, это сказывается на нашем поведении. А тфилин, предназначенный для эмоций, помещают на руку, символизирующую действие.
Каббала учит, что существует 7 основных эмоций. И есть мнение, что мы оборачиваем вокруг руки ремни тфилин 7 раз, чтобы сосредоточиться на этих 7 эмоциях.(7)
Свадьба
Тфилин символизирует отношения, основанные на любви, между еврейским народом и Богом. Они аналогичны отношениям между мужем и женой.
На свадебной церемонии говорится о шева брахот — 7 благословениях, и у многих есть обычай, когда невеста обходит вокруг жениха 7 раз. Вот и мы, надевая тфилин, оборачиваем ремешки вокруг руки 7 раз. (8) (9)
[Это также объясняет, почему мы оборачиваем ремешки вокруг пальцев, воображая в это время кольцо, которое муж дает жене под хупой. (10)
У некоторых даже есть обычай, оборачивая ремешок вокруг пальцев, произносить стих из пророчества Ошеа: «И обручу тебя со Мною навеки, и обручу тебя со Мной правдой и справедливостью, благочестием и милосердием; и обручу тебя со Мной верностью, и познаешь ты Господа». (11)]
Семь витков = Семь слов
Еще одно объянение гласит, что семь витков ремешка тфилин вокруг руки соответствуют семи словам стиха из Теилим: (12) «פּוֹתֵ֥חַ אֶת־יָדֶ֑ךָ וּמַשְׂבִּ֖יעַ לְכָל־חַ֣י רָצֽוֹן”– «Раскрываешь Ты ладонь Свою и щедро насыщаешь все живое».(13)
[Этот стих в сущности центральный пункт наших ежедневных молитв. И мы читаем Ашрей в молитвах каждый день, потому что там этот стих есть. Алаха выделяет его среди почти всех других стихов наших молитв вот по какой причине: если произносить его, не задумываясь о значении слов, то придется повторить этот отрывок снова. (14)]
Как уже говорилось, надевая тфилин, мы соединяем наши разум и сердце с Богом. Некоторые утверждают, что 7 витков на руке соответствуют 7 словам стиха Торы (15) “וְאַתֶּם הַדְּבֵקִים בַּה׳ אֱלֹקיכֶם חַיִּים כֻּלְּכֶם הַיּוֹם” — “Вы, верные Богу, Всесильному (вашему), живы (вы) все ныне»…”(16)
Подчинение своего злого начала
Талмуд говорит, что в Танахе упоминаются 7 имен ецер а-ра – нашего злого начала (17), и каждое из этих имен представляет свой аспект ецер а-ра. Мы накладываем тфилин на левую, более слабую (обычно), руку и обвиваем ее ремешками семь раз, чтобы обуздать силы нечистоты и свои дурные наклонности, которые, как считаеся, сосредоточены в левой части нашего тела.(18)
Шабат — еще один знак
Мудрецы учат, что нам были даны три знака Завета, заключенного между Богом и Его народом: Шабат, брит мила (обрезание) и тфилин. Обрезание – это постоянный знак, на всю жизнь, тфилин носят ежедневно. А 7 витков гарантируют, что Шабат, седьмой день, в нашей жизни тоже постоянно присутствует.(19)
Семь небес — семь ветвей Меноры
Когда мы надеваем тфилин, то, соединяясь с Богом, привлекаем в этот мир святость и Божественный свет. В этой связи некоторые объясняют, что 7 витков на руке олицетворяют собой 7 Небес (20) либо 7 ветвей Меноры в Святом Храме, с появлением которого духовный свет стал неотъемлемой реальностью этого мира.(21)
Сноски
- Даже те, кто, кажется, оборачивает 8 раз, по существу соответствуют этому обычаю.
- Мегилат Эстер 2:9.
- При Эц Хаим,Шаар ха-Тфилин, 10; Шаар ха-Каванот, Тфилин, 5; Олат Тамид, стр. 34б.
- Это ангелы Михаэль, Габриэль, Рафаэль, Уриэль, Цадикэль, Уфиэль и Разиэль.
- Зоар Хадаш, Шир ха-Ширим, 64a; см. также Игра Д’Парка, 109; Брит Давид, стр. 120; Маасе Берешит, том 3, стр. 10.
- См. Ковец Маквациэль Kovetz Makvatzial, стр. 94-96, где цитируются разные каббалисты (в том числе рабби Цемах, который цитирует Шмуэля Виталя) относительно значения «семи девиц».
- Маво ле-Торат Хасидут (Экштейн), стр. 108; Аль Авотейну ве-Аль Йехусом, стр. 73.
- Тоцот Хаим.
- Сефер Матамим, Тфилин, 12.
- Рейшит Хохма, Шаар ха-Кдуша, гл. 6.
- Ошеа, 2:21-22.
- Теилим, 145:16.
- См. Арух ха-Шулхан, Орах Хаим, 27:19.
- Шулхан Арух ха-Рав, Орах Хаим, 51:8.
- Дварим, 4:4.
- Диврей Йехезкель ха-Хадаш, стр. 319.
- Талмуд, Сука, 52a.
- Оцар Коль Минхагей Йешурун, 65:4, цит. Сефер Маасе Илфас; Сефер Брит Давид, стр. 121.
- Хигьоней Аарон, Ликутим.
- Тиферет Исроэль (Фишман), стр. 338.
- Нер Мицва (Мешаш), стр. 188; см. также Сефер Сод Хашмаль, стр. 78, 345.