Рабби Шмуэль-Элиэзер бар Йеуда Алеви Эйдельс (Маарша; 5315-5392 /1555-1631/ гг.) – выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.

Родился в Кракове. Его родовая линия восходила к Мааралю из Праги, а также к выдающемуся кабалисту р. Йеуде Хасиду.

Изучал Тору в Познани. Женился на дочери богатейшего купца р. Моше Гальперина и в 5345 /1585/ году – при финансовой поддержке тестя – основал ешиву.

После смерти тестя его жена Эйдель Гальперин приняла на себя заботу о материальном обеспечении и семьи зятя, и его многочисленных учеников – в течение двадцати лет ешива в Познани содержалась на ее средства. Имя этой праведной женщины увековечено в фамильном прозвище р. Шмуэля – Эйдельс (Сарей амеа 2:28).

Когда Эйдель покинула этот мир, р. Шмуэль был вынужден принять на себя исполнение раввинских обязанностей – в 5365 /1605/ году он был приглашен возглавить общину г. Хелма.

В 5376 /1616/ году, после смерти Маарама из Люблина, р. Шмуэль Эйдельс сменил его на посту люблинского раввина.

В последний период жизни, начиная с 5385 /1625/ года, он возглавлял общину г. Острога – одну из крупнейших польских общин того времени (она была вдвое больше общины Люблина). В Остроге он создал ешиву, привлекавшую сотни учеников.

Он был также одним из руководителей знаменитого «Совета четырех земель», координирующего внутреннюю жизнь всех еврейских общин Польши и Украины. Этот высочайший статус отразился в имени Маарша, под которым он вошел в историю еврейской мысли: аббревиатура слов «Морейну арав Шмуэль Эйдельс – наш наставник раввин Шмуэль Эйдельс».

Около трех десятилетий Маарша работал над своим основным произведением – комментарием к большинству трактатов Талмуда. Этот комментарий состоит из двух самостоятельных частей. Первая из них, называемая Хидушей алахот (Законодательные заметки), содержит виртуозный и изощренный анализ алахических дискуссий Талмуда, а также анализ концепций Раши и тосафистов.

Эти заметки написаны предельно сжато и лаконично – их адекватное понимание требует от читателя не только полного соучастия и концентрации на изучаемом предмете, но и исключительных интеллектуальных усилий. В силу этого они традиционно используются в ешивах для оттачивания мышления учеников.

Считается, что тот, кто не понимает комментариев, написанных Мааршой, на самом деле не понимает самих слов Талмуда, к которым эти комментарии относятся. Однако при более углубленном изучении предмета именно комментарии Маарши помогают распутать узел проблем и разрешить многочисленные противоречия, возникающие при поверхностном изучении. Один из выдающихся последователей Маарши, р. Йона Ландсдорф, утверждал, что «дух Б-жий глаголил его устами, ведь, не достигнув уровня пророчества, невозможно написать подобную книгу». И косвенным признаком высочайшего духовного уровня, достигнутого Мааршой, служат слова, которыми он часто завершает свои самые виртуозные объяснения: «векаль леавин» – «и это легко понять».

Во второй части этих комментариев, называемой Хидушей агадот (Заметки относительно историй и парабол), разъясняются повествовательные фрагменты Талмуда: исторические рассказы и предания, притчи, афоризмы и этические сентенции мудрецов.

Впервые комментарии Маарши вышли двумя отдельными книгами еще при его жизни.

В классических изданиях Талмуда они набраны в приложении, рядом с комментариями р. Шломо Лурии (Мааршаля) и Маарама из Люблина.

Р. Шмуэль Эйдельс умер в г. Остроге пятого кислева 5392 /1631/ года.