Определение
Хашмонаим — семья властителей, первосвящеников и царей в Эпоху Второго Храма. Хашмонаи продемонстрировали выдающуюся преданность и беспредельный героизм. Их собственная праведность и духовный мир, всегда привязанные к святости Храма, Торы, еврейского народа и Земли Израиля, придали им силы, необхомые для той роли, которую они приняли на себя, ради Имени Творца, во имя Торы и её освящения. Они взялись за оружие и воевали против попытки навязать нам греческую культуру. Они возглавили восстание против греков — селевкидов. Следствием их борбы явилось создание еврейского независимого государства, распространившего свою власть на важнейшие части в Эрец Исроэль. Они внесли заметный вклад в еврейскую историю. Успех восстания обеспечил продолжение и приемственнось еврейской религии. Политические шаги, предпринятые ими после восстания, поместили их в центр событий как той эпохи, так и последующих поколений.
Имя «хашмонаим»
По мнению Иосифа бен Матетьяу, имя «хашмонаим» восходит к старейшине семьи (деда или прадеда) — Матетьяу а-коэна, которого называли «Хашмон», что в свою очередь соотносится с одноимённым селением (Иошуа,15,27). Имя «хашмонаим» была дано им Мудрецами Торы (Мидот,1,6). Семья эта принадлежала к «Страже Йеорива» служителям Храма, жившим в селении Модиин на границе Шомрона и Йеуды.
Восстание Хашмонаим
Когда усилились преследования со стороны Антиохуса и достигли городов и селений Земли Израиля, Матетьяу бен Йоханан, бывший тогда главой семьи, поднял знамя восстания в Модиине, объединив под своим началом все силы, противостоявшие Антиохусу. Матетьяу скончался в 3593 году (167 г. до н.э.), его место руководителя восстания занял сын — Йеуда, обладавший в свою очередь качествами выдающегося полководца. Победив в нескольких сражениях, он захватил Иерусалим, очистил от скверны Храм и возобновил в нём жертвоприношения в 3596 году (164 г. до н.э). В память этого события для всех будущих поколений были установлены дни Хануки. Йеуда продолжил добиваться независимости для еврейского государства, но, потерпев неудачи в последующих сражениях, заключил союз с Римом в 3599 году (161 г. до н.э.).
Смерть Йеуды в одном из боёв, несколько замедлило претворение в жизнь его планов. Братья Йеуды — Йонатан и Шимон — продолжив наращивать политическое и военное давление, расширили границы Иудеи, пользуясь ослаблением селевкидов. Братья добавили к владению города Лод, Раматаим, Эфраим и Экрон. Они захватили порт Яффо и взяли под контроль крепости Хакра и Бейт Цур. Йонатан — младший сын Матетьяу был избран первосвященником. Деметриус-второй признал независимость Иудеи в 3617 году (143 г. до н.э.). После Йонатана, по решению Великого Собрания (Кнессет а-Гдола), первосвященником стал Шимон, одновременно исполняя обязанности правителя Иудеи.
Сын Шимона, Йоханан Урканос (3626(134 г. до н.э.) – 3656 (104 г. до н.э.)) продолжил расширение территории Иудеи. Он захватил Эдом, Шомрон и земли за Ярденом.
Раскол между хашмонаим и прушим
Раскол между хашмонаим и прушим начался как раз в дни Йоханана Урканоса. Его наследник Аристобулос первый (104-103 гг. до н.э.) стал первым из хашмонаев, присвоившим себе титул царя. Вслед за ним царствовал его брат Александр Янай (103-76), преведший царство Хашмонаим к его высшей политической точке. Всё побережье от границы с Египтом и до Кармэля, за исключением Ашкелона, было присоединено к Иудее. Его стремление совместить в собственном лице верховную политическую власть и должность первосвященника привело к открытому конфликту с Санедрином и прушим. Его жена Шломцион Александра (76-67) продолжила внешнюю политику своего мужа, но, в отличие от него, была благосклонна к перушим и прислушивалась к их мнению. В дни её сына Урканоса второго Иудея была присоединена к Римской империи и, таким образом, было покончено с независимостью государства Хашмонаим. Римляне оставили Урканосу второму должность первосвященника, также, как и пост правителя. Они отняли у государства статус царства, и отрезали от него обширные земли.
Антигонус Матетьяу
Последним, кто ещё пытался вернуть Иудее её величие, сбросив ярмо Рима, был Антигонус Матетьяу. Однако его поражение от римлян в 3723 году (37 до н.э.) положило конец власти династии хашмонаев и проложило путь Ордусу (Ироду) Великому. Ордус воцарился посредством обручения с Мирьям, дочерью Урканоса второго. Растущая популярность сыновей Мирьям, как потомков хашмонаев, сослужила им плохую службу, поскольку из-за неё они и их мать были убиты Ордусом. Это убийство навсегда оборвало род хашмонаев.
«Не отрину Я их»
Мудрецы Торы видели в появлении дома Хашмонаев исполнение пророческого уверения Торы «не отрину Я их» (Ваикра,26,44) – «В дни (владычества) греков, когда поставил Я им Шимона а-Цадика, а также Хашмоная и его сыновей, и Матетьяу – первосвященника» — (Мегила, 11,1). «Когда царь Янай вернулся после своих завоеваний, вместе с ним радовались все Мудрецы Израиля». (Кидушин,66,1). Кроме того, некоторые из праздничных дней, описанные в «Мегилат Таанит», установлены, очевидно, в честь побед Йоханана Урканоса или его сыновей.
Критика хашмонаим
Тем не менее, Мудрецы подвергли действия правителей из рода Хашмонаев резкой критике по трём основным причинам. Во-первых, за их сближение с цадуккеями (последователями Цадока, отрицавшего значение Устного Закона). Во-вторых — из-за войны за власть между потомками хашмонаев, приведшей к вмешательству внешнего политического и военного фактора в дела евреев (Сота,49,2). И, наконец, третья причина — тот факт, что после успеха востания, хашмонаи не сложили с себя царскую власть и не передали её потомкам колена Иеуды из рода царя Давида. Вместо этого они узурпировали в своих руках и царскую власть и священническую должность, что противоречило Закону.
За что хашмонаим были наказаны?
«Род хашмонаев, царствовавших в эпоху Второго Храма, пусть и были они выдающимися праведниками и благодаря им не избылись в Израиле Тора и заповеди, были строго наказаны. Четверо праведных сыновей старого Хашмоная, правивших один за другим, при всём их величии и успехах, погибли от меча своих врагов. А в конце наказание дошло до степени, изречённой Мудрецами (Бава батра,3,2): «Кто бы не сказал, что он происходит из дома Хашмонаев — он (на самом деле) раб, ибо все (из рода Хашмонаев) истреблены. И наказаны были за то, что царствовали, не быв потомками Иеуды из дома Давида»». (РаМбаН, Берешит,49,10).