Интересно, что сразу после рассказа о войне с Амалеком, о которой говорится в конце главы Бешалах, Тора повествует о присоединении Итро к еврейскому народу. Непосредственно после описания войны, в которой народу Израиля пришлось с оружием в руках отстаивать свою свободу от атаковавших его антисемитов, напавших на него сразу после исхода из Египта, говорится об Итро — священнике Мидьяна и тесте Моше. Тора здесь знакомит нас с двумя типажами неевреев: друзьями Израиля и его ненавистниками.
Антисемитов всегда больше. Амалек — это целый народ, а Итро — единственный в своём поколении. Амалек является вечным символом антисемита и символом вечного антисемитизма.
Разные формы антисемитизма
Многие задавались вопросом о корне антисемитизма и его происхождении. По правде говоря, антисемитизм совершенно иррационален. Антисемит-социалист будет ненавидеть евреев за то, что они капиталисты, а буржуазный антисемит будет ненавидеть евреев за их приверженность к коммунизму. Евреев, придерживающихся своей религии, будут ненавидеть за их обособленность, а ассимилированных — за их повсеместное вторжение в жизнь общества.
Антисемитизм — это вирус, в том смысле, что, подобно вирусу, мутирующему в ответ на попытки организма побороть его, антисемитизм постоянно претерпевает изменения.
Начало антисемитизма можно проследить до эпохи эллинизма, времени возникновения христианства, которое отделилось от иудаизма, рассерженное его отказом признать «благую Весть» о пришествии «Мессии».
Второй этап антисемитизма начался в 1096 году с началом крестовых походов, когда евреи превратились из нежелательного меньшинства — в беспощадно преследуемое и истребляемое меньшинство. Евреев обвиняли во всех возможных проблемах: и в распространении болезней, и в финансовых кризисах… Евреев обвиняли в отравлении колодцев, в чуме и в убийстве христианских младенцев, чтобы использовать их кровь в маце.
Третий этап начался в 1879, когда Европа сбросила с себя иго церкви и приобрела секулярный характер. Новую форму антисемитизму придали Вильгельм Марр и его германские единомышленники, движимые идеей о volksgeist — духе нации. Ими была создана псевдонаучная «расовая теория», основанная на дарвинизме. Теория, утверждающая, что более сильная раса должна занять место более слабых и ущербных рас. Евреи, конечно же, были объявлены низшей из всех рас. От такого антисемитизма не было никакого спасения: ведь даже принятие другой веры не могло гарантировать еврею спокойствия. Нацисты, следовавшие этой теории и истреблявшие в соответствии с ней еврейство Европы, преследовали и сжигали в печах даже потомков «выкрестов» вплоть до третьего поколения.
И вот когда, казалось бы, весь цивилизованный мир должен, учитывая опыт ужасной Катастрофы, покаяться и искоренить позорное пятно антисемитизма, он приобретает новую форму — форму религиозного антисионизма, отрицающего право Государства Израиль на существование.
Тщетные попытки ублажить неевреев
В прошлом евреи предпринимали различные попытки изменить ужасное положение вещей, в котором они становились постоянным объектом антисемитских атак. На конференции реформистских раввинов в Брауншвейге в 1844 году было принято решение отменить большинство заповедей иудаизма для того, чтобы защититься от германского антисемитизма. Следует также отметить, что в 1850 году более половины евреев Берлина крестились в попытке добиться равноправия и избавиться от антисемитизма. Среди крестившихся было сорок шесть из пятидесяти четырёх потомков Мозеса (Моисея) Мендельсона, еврейского интеллектуала, добивавшегося равноправия для евреев Германии. История тем не менее доказала, что «узник не может сам освободить себя из тюрьмы» (Брахот 5б). Чем более ассимилированными становились евреи Германии, тем больше усиливался антисемитизм.
Ответом антисемитизму не может быть ни ассимиляция, ни сионизм, ни самоизоляция. Мы должны сохранять свою еврейскую индивидуальность и гордиться ею, а также заботиться о нашем еврейском государстве. Необходимо также стараться налаживать диалог с другими народами, другими конфессиями и другими государствами. Поступая так, мы следуем правилу идти «путями мира», установленному нашими мудрецами. Находясь в беде и подвергаясь нападкам со стороны антисемитов, где бы это ни происходило, нехорошо, если мы будем единственными, кто кричит «гевалт!» (караул) — в этой ситуации нам не обойтись без помощи наших союзников, народов мира, которые встанут на нашу защиту и сорвут лживую маску с лица этого древнего вируса, постоянно претерпевающего новые мутации.
Нам нельзя бояться протестовать, когда попираются права других национальных и религиозных меньшинств. Почему, в то время как продолжалась резня в Дарфуре, можно было слышать лишь голоса протеста со стороны евреев, далёких от соблюдения заповедей Торы? Евреи, живущие в Израиле, должны знать, что единственное место в мире, где евреи являются большинством — это Израиль, а в любой другой точке мира евреи составляют незначительное меньшинство. Весь мир смотрит на то, как еврейское большинство Государства Израиль обращается с нееврейским меньшинством. И всё, что происходит в Израиле, вызывает большой резонанс во всём мире.
С другой стороны, по правде говоря, нет ничего общего между еврейским меньшинством в Европе и арабским меньшинством в Израиле.
Расскажу вам связанную с этим историю.
Много лет назад ещё в советское время я поехал в Минск, где мне предстояло официально назначить раввина возглавить местную еврейскую общину. Один из присутствовавших на церемонии официальных лиц спросил меня, является ли привезённый мной раввин гражданином СССР. Я ответил, что нет, раввин этот является гражданином США. Советский чиновник тогда сказал мне, что у них есть множество проблем с польскими католическими священниками, которые каждый день в своих проповедях говорят о том, что Белоруссия является частью Речи Посполитой. На это я ответил ему, что и среди евреев есть экстремисты, претендующие на Заиорданье, но и у них нет никаких претензий даже на одну пядь белорусской земли.
Еврейское меньшинство (диаспоры) всегда было лояльным и прилагало всевозможные усилия, чтобы внести вклад в экономику и культуру стран, в которых оно проживало. Евреи не требовали территориальной независимости и никогда не были «пятой колонной».
Израильские арабы, с другой стороны, являются крайне нелояльным меньшинством, сочувствующим врагам Израиля во время войны и всячески содействующим им.
В свете сказанного ненавистникам Израиля следует всячески воздерживаться от нападок на диаспоры евреев, не разобравшись до конца в том, каких усилий стоит Израилю защита от врагов.
Народу Израиля стоит отдавать себе отчёт в том, что мир полон не только амалекитян и египтян, но также праведников народов мира, подобных Итро, которые знают о страданиях еврейского народа и готовы спасти его в час бедствия. Еврейскому народу во всех поколениях, в особенности в нашем поколении, нужно искать Итро, Ховева и Реуэля (Ховев и Реуэль — это другие имена Итро. Мидраш объясняет смысл этих имён так: «Ховев — поскольку был любим Всевышним (хавив), Реуэль — поскольку был как друг (реа) Всевышнего (Эль)» (Мехильта Итро Масехта де-Амалек 1).
Нам следует искать относящихся к нам с расположением и желающих спасти нас от несчастий, которыми грозят нам Амалек и антисемиты.
Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.