Отрывок из книги «Источник жизни. Свиток Эстер». Этот отрывок был адаптирован для читателей сайта и публикуются с некоторыми сокращениями.
«И было во дни Ахашвероша. Тот Ахашверош, царствующий от Ѓоду до Куша – в семи и двадцати, и ста странах»
(Мегилат Эстер, 1:1)
Мудрецы толковали этот стих (Мгила, 11а): «»Тот Ахашверош» означает, что он оставался злодеем от начала и до конца».
Это удивительно, ведь в конце он вроде желал добра Израилю – убил Амана, отдал Мордехаю и Эстер его дом, а Мордехаю еще кольцо его. Он отменил установление Амана и позволил евреям поступить с их ненавистниками, как им было угодно. Кроме того, он позволил им и на следующий день поступать так же, как в первый день, и еще повесить десятерых сыновей Амана. И как же после этого мудрецы утверждают, что он остался злодеем до конца?
Но если мы внимательно изучим текст, то увидим, что «Ахашверош ненавидел Израиль сильнее Амана» — так говорит мидраш (Эстер Раба, 7:20). А то, что в конце он действовал на благо иудеев, делал это только из любви к Эстер.
Уже с самого начала Эстер знала, что может просить у него только для себя. Как сказано: «И сказал царь Эстер также и во второй день, за питьем вина: “Kаково желание твое, царица Эстер, и будет дано тебе, согласно просьбе твоей, до половины царства, и будет исполнено”. И ответила царица Эстер, и сказала: “Если нашла я милость в глазах твоих, царь, и если царю это угодно, пусть будет дана мне жизнь, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей”» (Мгилат Эстер, 7:2,3). И продолжила, и сказала: “Если царю хорошо это и если я нашла милость перед ним и правильно это для царя, и хороша я в его глазах…” (8:5). И еще. И сказал царь царице Эстер: “В Шушане–столице убили иудеи и погибло пять сотен человек и десять сыновей Амана. В остальных странах, что сделали? Каково желание твое, и будет дано тебе, и какова еще просьба твоя, и будет исполнено”» (9:12).
Из всех приведенных стихов очевидно, что все «переговоры» Ахашвероша с Эстер были продиктованы только его желанием умиротворить ее и исполнить ее желание. Но вне этого он остался ненавистником Израиля от начала и до конца.
Можно объяснить это и проще. Он был злодеем по сути. То есть хотя евреям он и сделал добро, но всегда оставался жестоким тираном с теми, с кем считал это выгодным в тот момент. Когда захотел – собрал всех женщин страны и глумился над ними. Когда захотел – умножил налоги на свой народ, как сказано об этом в конце свитка.
Даже когда злодеи приветливы к Израилю, нам не следует забывать, о каких низменных людях идет речь.