Этимология
Бикурим (ивр. ביכורים) – первинки.
Что такое бикурим?
Бикурим — это первые плоды, которые евреи были обязаны принести в Храм.
Источник заповеди о бикурим
Тора повелевает в главе Ки Таво (Дварим, 26, 1) принести первые плоды в Храм:
Принесение первых плодов
И будет, когда придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, возьмешь из первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и положишь в корзину, и пойдешь на то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его.
Объявление перед священником
И придешь к священнику, который будет в те дни, и скажешь ему: «Объявляю ныне пред Господом, Богом твоим, что я вошел в ту землю, которую Господь клялся отцам нашим дать нам». И возьмет священник корзину из руки твоей и поставит ее пред жертвенником Господа, Бога твоего.
Исповедь благодарности
И возгласишь и скажешь пред Господом, Богом твоим: «Арамеянин странствующий был отец мой, и сошел в Египет, и проживал там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный. Но худо поступали с нами Египтяне и притесняли нас, и налагали на нас тяжкую работу. И возопили мы к Господу, Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше.
Избавление и благословение
И вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами, и привел нас на это место, и дал нам землю сию, землю, в которой течет молоко и мед. И вот, я принес первые плоды земли, которую Ты, Господи, дал мне».
Заключительное поклонение
И поставь это пред Господом, Богом твоим, и поклонись пред Господом, Богом твоим, и веселись о всех благах, которые Господь, Бог твой, дал тебе и дому твоему, ты и левит, и пришелец, который будет у тебя.».
Из каких плодов приносят бикурим?
Первинки приносятся из плодов семи видов растений, которыми славна Эрец Исраэль, — пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, маслины и финики. Бикурим приносят только из плодов, которые выросли на территории Земли Израиль.
Какое количество бикурим необходимо отделить
Согласно Торе нет какого-то минимального количества урожая, которое необходимо отделить для бикурим. Поэтому даже одного плода достаточно, чтобы выполнить заповедь Торы. Однако Рамбам считает, что наши мудрецы обязали отделять по крайней мере 60-ую часть от урожая для бикурим. Не все ришоним согласны с Рамбамом.
Также нет максимального количества урожая, которое возможно отделить для бикурим, и даже весь урожай можно отделить для бикурим.
Статус плодов, от которых не отделили бикурим
Плоды, от которых не отделили бикурим, не запрещены к употреблению.
Каким образом их приносят?
Как только хозяин замечает, что на его земле начинает созревать первый плод какого-нибудь из перечисленных выше видов растений, он завязывает вокруг него нить, помечая его как бикурим. Землевладелец ждет полного созревания плодов разных видов, чтобы взять их все вместе в Храм. Если он видит, что первые плоды могут испортиться еще до начала путешествия, он сохраняет их, например, высушивает инжир или делает из винограда изюм.
Города Эрец Исраэль были объединены в районы. Жители городов каждого района собирались в одном месте и оттуда направлялись в Иерусалим, чтобы принести свои бикурим. Заповедь возвышается, если ее исполняет вся община, ибо «слава Царя — во множестве народа».
Путешественники должны ночевать на открытом воздухе (тем самым исключая возможность стать тамэ — нечистыми, ибо если человек расположится в доме, в котором есть мертвец, его плоды тоже станут тамэ, и их нельзя будет принести в Храм). Утром старший среди путешествующих должен возвестить: «Вставайте, идемте в Цион, в Дом нашего Б-га!»
Вол, которого позднее приносили в качестве мирной жертвы, шел впереди процессии, рога его были покрыты золотом, а венок из масличных листьев украшал голову.
Путешественники читали (Теилим 122:1): «Возрадовался я, когда мне сказали: Пойдем в Дом Ашема». Музыканты играли на флейтах, пока процессия не доходила до Иерусалима. Здесь путники останавливались у ворот, чтобы привести в порядок и украсить свои бикурим, и посылали весть о своем прибытии в город.
Их приветствовали несколько коэнов, левитов и казначеи Храма. При входе в Иерусалим путешественники восклицали: «Наши ноги стояли в твоих вратах, Иерусалим!» (Теилим 122:2).
Работники в Иерусалиме прерывали работу, вставали и приветствовали пришедших: «Наши братья из такого-то города, приветствуем вас!» Тем самым они оказывали почет исполняющим заповедь.
Флейтисты продолжали играть, а участники процессии читали стихи из Теилим, пока путники не достигали Храмовой горы.
Там каждый человек, не исключая самого царя, клал корзину на плечо и лично передавал ее коэну.
Когда процессия входила в азару (передний двор Храма), левиты пели: «Я восхвалю Тебя, Ашем, ибо Ты поднял меня и не дал моим врагам возрадоваться надо мною» (Теилим30:2).
Путники привязывали голубей к краям корзины и вручали их коэну в качестве жертвы всесожжения.
Держа корзину на плечах, каждый еврей читал стих (26:3): «Я объявляю сегодня Ашему, твоему Б-гу, что я пришел в Землю, которую Б-г поклялся нашим праотцам отдать нам». Тем самым еврей признавал, что Б-г выполнил Свое обещание, данное праотцам, и что он принес в Храм дар бикурим со своей доли в этой Земле.
Затем владелец брался за край корзины, а коэн клал руки под корзину, и вместе они исполняли церемонию возмахания (тенуфа).
Чтение отрывка о бикурим
Плоды помещали перед жертвенником (чтобы подчеркнуть, что их принесли не коэну, а Ашему, Который отдает их в дар коэну), и человек, принесший их, читал на Святом Языке отрывок о бикурим (Дварим 26:5—10). Первоначально люди, умеющие читать на иврите, сами произносили текст, а за тех, кто не мог этого сделать, заповедь исполнял чтец. Когда мудрецы поняли, что неграмотные евреи воздерживались от приношения бикурим в Храм, так как им было стыдно, они постановили, чтобы в любом случае текст читало третье лицо. (Точно так же в древние времена в синагоге вызванные к Торе сами читали ее. Так как отдельные члены общины не знали, как читать правильно, было решено, чтобы Тору читал общинный кантор.)
Тора повелевает человеку, принесшему бикурим, прочитать отрывок Торы, в котором рассказывается о доброте Б-га к еврейскому народу. Тем самым он выражает благодарность за все, что Б-г сделал для него. Текст перечисляет трудности и беды нашего народа, поскольку для того, чтобы оценить свою счастливую судьбу, следует помнить о прошлых несчастьях. Этот отрывок приведен выше.
По окончании чтения совершают второе возмахание бикурим, принесший кладет их сбоку от жертвенника, простирается ниц и уходит.
Бикурим распределяют среди коэнов, служивших в тот день в Храме.
Перед возвращением домой еврей, принесший бикурим, обязан принести мирные жертвы и переночевать в Иерусалиме.
Заповедь ночевки в Иерусалиме называлась лина.
Ашем желал, чтобы еврей, принесший бикурим, в полной мере впитал святость Храма и Иерусалима, и воздействие исполненных заповедей оказалось более долговременным.
Когда приносят бикурим?
Бикурим приносят в период от праздника Шавуот до Хануки. Тот, кто приносит бикурим после праздника Суккот не говорит вышеупомянутый отрывок.
Святость бикурим
У бикурим та же святость, что и у трумы – их запрещено есть некоену, запрещено есть в состоянии ритуальной нечистоты, запрещено есть, когда они находятся в состоянии ритуальной нечистоты. Более того, в отличие от трумы, бикурим обязан коен есть именно в пределах Иерусалима.
Бикурим в наше время
В наше время не отделяют бикурим, поскольку нет Храма.