Кто из нас не хочет лечь спать и проснуться выдающимся равом – понимающим и знающим наизусть всю Тору, – без всяких усилий? Или, скажем, прочитать Крият Шма перед сном, заснуть – а проснуться божественным каббалистом, познавшим многие тайны, знатоком сокрытых и неведомых миров. Но мы знаем, что это невозможно.
Но кто сказал, что невозможно! Ведь был человек, который удостоился этого: наш праотец Яаков пришел к горе Мория, помолился вечернюю молитву, и солнце зашло. Он был вынужден заночевать там. И вот, без всякой подготовки, удостоился он видения лестницы, станов ангелов, и даже «и вот, Всевышний стоит над ним». Он получает обещания, вечные и возвышенные, о постоянном присутствии Шхины: «Вот, Я с тобой, и буду охранять тебя везде, куда ты ни пойдешь… ибо не оставлю тебя», и обещание о наследовании Земли Израиля и умножении его потомков, как праха земного и как песка морского – как чудесно!
Проснулся Яаков и сказал: «Истинно, есть Б -г в этом месте, а я не знал». И затрепетал: «Как страшно место это».
Сказали наши мудрецы, благословенна память праведников: «А я не знал – а если бы знал, не спал бы там» (Раши) Тогда что бы сделал?
Объяснил рабейну Сфорно, благословенна память праведника: если бы знал, приготовил бы себя к пророчеству.
Эти слова удивляют: что значит «приготовил бы себя к пророчеству», если пророчество пришло к нему без подготовки, он должен радоваться этому! Мы никогда не видели человека, выигравшего в лотерею – и загрустившего от того, что не работал каторжно для этого…
О чем же сожалел Яаков?
Но ничего не поделаешь: мы обязаны сказать, что есть большое различие между лотерейным выигрышем, денежным выигрышем и таким духовным выигрышем, как пророчество. При получении денег и богатства, труд – это лишь средство для их получения, и если получают их другим путем: выигрышем, в подарок или в наследство, они приобретаются в одинаковой мере. Несмотря на то, что в этом случае привязанность к ним меньше, и деньги, которые пришли легко – уходят легко. Но в духовных приобретениях труд и усилия укореняют достижения, тогда они будут истинными достижениями, а без этого достижения поверхностны и исчезают, как сон. И потому сказал праотец Яаков, что лучше ему было бы бодрствовать и приготовить себя к пророчеству, чем получить его без всякой подобающей подготовки!
Приведем на эту тему рассказ из Гмары (Трактат Авода зара, 17). Еврей по имени Элазар бен Дурдая опустившийся до дна бездны и погрузившийся в грязь страсти, однажды вернулся к тшуве, положил голову между колен и плакал, пока не вышла его душа. Вышла Бат коль (Небесный голос) и сказала, что приглашен он в Будущий мир. Заканчивает Гмара так: заплакал Раби (Йеуда а-Наси) и сказал: «Есть тот, кто приобретает Будущий мир за один час». И многие задавали вопрос: почему плакал об этом Раби? Он должен был радоваться, что еврей исправил себя и удостоился за час прийти в Ган Эден для вечной жизни!
Но плакал Раби потому, что Будущий мир, приобретенный за час, поверхностный. Он не приобретен глубоко, не проник во все качества личности! Это похоже на человека с больным кишечником, у которого есть все лакомства мира, но он не может переварить их! Жалеют его, и велик плач.
И это учит нас. Велико наше упование на то, что удостоимся мы по желанию Всевышнего жизни в Будущем мире. У каждого еврея есть доля в Будущем мире (Трактат Санедрин, 90). Но мы можем испытать его глубину, черпать его блага только если трудились, исполняя заповеди и совершая добрые дела, а более всего – изучая Тору, даже испытывая трудности, усталость. И это «даже» – самое главное, как сказано: «Ведь по страданиям – плата в мире вечном».