Постановление
Мудрецы установили упоминать праздники в Биркат ѓа-мазон с помощью особенных вставок. Так, в шабат говорят рце веахалицену (возжелай и укрепи нас), а в Рош ходеш и праздники говорят яале веяво… (поднимется и вознесется). Эти вставки говорят в конце третьего благословения. В Хануку и Пурим говорят вставку аль а-нисим (за знамения и за избавление) – и ее место перед четвертым благословением.
Часть трапезы в будний день, а другая – в праздник
Если человек начал трапезу в один из святых дней: шабат, йом тов, Рош ходеш, Хануку или Пурим, и трапеза затянулась до выхода звезд, нужно упомянуть необходимые вставки. Но если помолился маарив (вечернюю молитву), больше нельзя упоминать вставку прошедшего дня.
Этот закон актуален и относительно противоположного случая: если человек начал трапезу днем в канун Хануки, Пурима или Рош ходеш, а продолжил ее после выхода звезд и съел кезайт хлеба, – в этом случае нужно упомянуть вставку яале веяво или аль а-нисим. Но если человек закончил трапезу после захода солнца, но до выхода звезд, вставки произносить не нужно.
Третья трапеза в шабат, которая приходится на канун Рош ходеш или день праздника:
— если человек закончил есть хлеб до выхода звезд, нужно сказать только вставку шабат, даже если потом он продолжил есть остальные блюда;
— если же человек продолжает есть хлеб после выхода звезд, то на этот счет существует разногласие среди законоучителей, нужно ли произносить вставку яале веяво. Поэтому желательно после захода солнца есть не хлеб, а другие виды пищи.
Забыл сказать вставку рце или яале веяво
Что делать человеку, который в шабат, в йом тов или в Рош ходеш забыл сказать вставку рце или яале веяво и вспомнил об этом после того, как закончил Биркат ѓа-мазон, или после того, как начал четвертое благословение? Должен ли он говорить Биркат ѓа-мазон заново?
Ответ на этот вопрос зависит от того, какую трапезу он ел: если он ел такую трапезу, которую необходимо вкушать в этот день (к примеру, в шабат или праздники на первую и вторую трапезу), нужно заново сказать Биркат ѓа-мазон; если же он участвовал в необязательной для этого дня трапезе (к примеру, в Рош ходеш, Рош а-шана, холь а-моэд, на третью трапезу шабата или праздника), тогда говорить заново Биркат ѓа-мазон не нужно.
Что делать человеку, который забыл произнести вставку рце или яале веяво до того, как начал четвертое благословение?
Это зависит:
— если вспомнил об этом до того, как произнес имя Всевышнего Биркат ѓа-мазон в третьем благословении, – он должен сказать вставку, начать заново благословение увне йерушалаим (и отстрой Иерусалим) и продолжить Биркат ѓа-мазон — если вспомнил после того, как произнес имя Всевышнего, но не начал следующее слово боне, – нужно сказать ламдени хукеха (обучи меня законам своим), а после этого необходимую вставку, начать заново благословение увне йерушалаим и продолжить Биркат ѓа-мазон;
— если вспомнил после того, как произнес имя Всевышнего и следующее за ним слово боне, и еще не начал говорить четвертое благословение – нужно после благословения боне берахамав йерушалаим, амен, сказать специальное для этого случая благословение (см. об этом ниже).
Забыл сказать вставку аль а-нисим
Что делать человеку, который забыл сказать вставку аль а-нисим в Хануку или Пурим. Это зависит:
— если вспомнил об этом до того как произнес имя Всевышнего во втором благословении (Барух ата Ад-най аль а-арец веаль а-мазон), нужно сказать вставку и продолжить Биркат ѓа-мазон;
— если вспомнил об этом после произнесения имени Всевышнего, стоит сказать вставку перед последним арахаман (Текст вставки: арахаман ѓуяасе лану нисим венифлаот кмошеаса лаавотейну баямим аѓем базман а-зе, — совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время), дальше без изменений);
— если вспомнил об этом после окончания Биркат ѓа-мазон, не нужно заново произносить благословение.