Тот факт, что мы что-то ощущаем как горькое, подтверждает, что в целом наша жизнь сладка.
Если задуматься, уж очень во многих еврейских домах марор (горькая зелень) — это далеко не самое горькое, что можно встретить за пасхальным столом. Есть люди, страдающие от хронического негатива, которые постоянно тянут вниз и себя, и окружающих, провоцируя конфронтации, конфликты, и в результате контакты с ними в основном вызывает крайне неприятные эмоции.
Появляется все больше и больше новых исследований о том, как люди, которые живут «марорной» жизнью, могут исправить свою ситуацию, культивируя и развивая больше позитивных эмоций, влияя тем самым на мироощущение в целом.
Психолог из Университета Северной Каролины Барбара Фредриксон разработала теорию накопления, как она это назвала, «микромоментов позитива». И она убедительно продемонстрировала, что от стресса и депрессии защищают не столько внезапные проявления в жизни удачи, сколько регулярное повторение моментов положительных эмоций, пусть даже кратких, которые мы можем сознательно переживать, уделяя им больше внимания в реальной жизни, и это будет способствовать нашему физическому и психическому здоровью.
Итак, чтобы развить позитивное мышление, Фредриксон и ее коллеги предлагают следующее:
- Примите за правило выделять хотя бы одно позитивное событие каждый день.
- Максимально насладитесь этим событием, напишите о нем в дневнике или расскажите кому-то.
- Подробно опишите, как вы использовали свои силы, чтобы переживание этого события стало радостным и вдохновляющим.
- Теперь установите достижимую цель и отмечайте прогресс на пути к ней.
- Ежедневно практикуйте небольшие добрые дела.
- Развивайте осознанность, сосредотачиваясь на том, что происходит здесь и сейчас, а не в прошлом или будущем.
Все это направлено на то, чтобы накапливать положительные переживания, мысли, чувства и подавлять негатив.
Образно говоря, рекомендуется съесть столько сладкого харосета, что за этим уже просто невозможно было распознать вкус марора.
Но если честно, то на самом деле нам практически не нужно никаких исследований, чтобы понимать: сосредотачиваясь на позитивных мыслях, человек получает пользу умственно и физически — это просто очевидно!
Но еврейский закон, что особенно интересно, приводит к другому выводу. И вместе с этим, мне кажется, открывается абсолютное понимание того, как превратить себя из человека негатива в его антипода — человека позитива.
Действительно, во время Пасхального Седера мы макаем марор в харосет, но не для того, чтобы заглушить горечь сладостью. Мы специально едим их вместе, чтобы горький вкус марора ощутить как контрастный.
Почему во время Седера мы вообще едим марор, ведь это ночь свободы, радости и праздника?
Одно дело, читая Агаду, начинать историю с самого начала, несмотря на то, что эти воспоминания довольно унизительны. Но, пардон, зачем зацикливаться на негативе? К тому времени, когда мы закончили основной рассказ истории Песаха и Исхода, повествование подходит к чуду освобождения и пути от рабства к свободе. Так почему бы не отпраздновать это сладкими угощениями, зачем нам горькая зелень, какая у нее роль?
Раввин Лорд Джонатан Сакс, благословенна его память, объяснял, что мы должны ощутить вкус марора, потому что «в условиях свободы нам заповедано каждый год вспоминать о вкусе рабства, чтобы не воспринимать свободу как должное и не забывать тех, кто все еще страдает».
А в Сфат Эмет сказано, что мы едим марор, чтобы помнить не только о маце и свободе, посланной Всевышним, но и о страданиях и горечи, которые были неотъемлемой частью Его великого плана и замысла.
Другие еще говорят, мы едим марор, чтобы помнить, что даже после мацы (то есть даже после того, как мы обрели свободу) в жизни все равно периодически случаются горькие моменты, и они также являются неотъемлемой частью нашего дальнейшего пути и будущей истории.
На самом деле на этот вопрос предлагается множество ответов, но все их объединяет то, что горький вкус марора – это необходимое напоминание о горечи.
Однако рав Кук объясняет, что горькая зелень на Седере нужна не для того, чтобы вызвать горечь: мы едим ее, чтобы утвердить свою свободу! Ведь раб, вся жизнь которого полна горечи и у него есть доступ только к ней, больше не способен различать нюансы этой горечи — просто она становится его вкусом вообще, новой нормой.
Когда мы откусываем что-то и в организме срабатывает тревога — осторожно, горько! — стоит задуматься, как же нам невероятно повезло: ведь это значит, что мы не привыкли к горечи, не приспособились к ней как к своей реальности.
Рав Кук считает, что мы едим марор не потому, что стремимся спровоцировать воспоминания о горьких временах или переживаниях, а совсем наоборот. Тот факт, что мы можем ощущать что-то горьким, подтверждает то, насколько в целом наша жизнь сладка.
Возможно, мы сможем превратиться из негативных людей в более позитивных, даже не подавляя позитивом негатив. А принимая этот негатив и признавая, что, если это и есть наш негатив, то на самом деле жизнь у нас довольно-таки позитивная.
Конечно же, в этом плане я не имею в виду крайне отрицательные, глубоко болезненные и разрушительные жизненные ситуации, которые по понятным причинам оправдывают то, что мы испытываем боль, негатив и печаль.
Но точно так же, как мы можем преобразовать свое мировосприятие с помощью «микромоментов позитива», мне видится, что большинство людей, излучающих негативную энергию, страдает от «микромоментов негатива»!
Так значит, вместо того, чтобы зацикливаться на мелких проявлениях негатива и разочарования (кто-то сказал что-то обидное, в магазине закончились нужные мне пасхальные продукты, я опоздал куда-то из-за пробок, меня плохо обслужили в ресторане…), стоит сказать «Стоп! — и остановиться, не развивая дальше эту тему в сердце, а напомнить себе, что, если это самые большие проблемы в моей жизни, значит, гораздо большая ее часть идет хорошо и правильно. И, если таковы мой мрак, моя горечь, то как сладко все остальное!
Прошедшие несколько лет для миллионов людей были наполнены разочарованием, проблемами и даже настоящей болью. Сначала мы проводили Седеры в одиночестве, изолированно и отдельно от семей и друзей. Все были заперты, разделены и жаждали того Песаха, к которому привыкли. Потом по разным причинам многие оказались в других, новых для себя странах, и снова без общины и близких рядом…
Но несмотря на то, что наша жизнь значительно изменилась и во многом не в лучшую сторону, то, как мы резко реагируем на происходящее, напоминает нам, насколько благословлены мы были в предыдущие годы и насколько принимали дары Всевышнего как само собой разумеющееся.
Великий футбольный тренер Лу Хольц однажды сказал: «На 10 процентов жизнь состоит из того, что с вами происходит, и на 90 процентов из того, как вы на это реагируете».
Моменты небольших неприятностей и незначительного разочарования говорят нам не только о том, что что-то пошло не так, но самое главное, они напоминают, что до этого все было очень даже так.
Нам заповедано есть марор, чтобы помнить: единственным горьким (негативным) элементом на нашем столе должны быть листья салата романо или тертый хрен. И, если мы способны чувствовать их вкус, значит, на самом деле у нас сладкая жизнь, которая должна вызывать не только глубокую благодарность Всевышнему, но и стабильный позитив.