«Если возьмешь в залог одежду ближнего твоего, до захода солнца возврати её ему, ибо она единственный покров его, одеяние тела его: в чём он будет спать? И будет, как воззовёт он ко Мне, то Я услышу, ибо Я милосердный».
Тора повелевает нам одалживать деньги собратьям-евреям. Если заёмщик не погашает долг, заимодавец может обратиться в суд, чтобы заёмщик дал ему залог. Однако заимодавец должен вернуть этот залог, когда заёмщик будет в нём нуждаться. Если заимодавец не вернёт залог, то будет наказан, ибо Бог слышит мольбу заёмщика.
Кто-то спросит: у заимодавца есть все права на вещь заёмщика, и ему нужна гарантия, что он вернёт свои деньги. В чём тогда состоит грех, если не вернуть залог заёмщика, когда тот в нём нуждается?
Бог даёт людям больше, чем необходимо для выживания, чтобы они могли помогать другим. И в этом каждый должен отдавать себе отчет. Поэтому заимодавец обязан дать взаймы из своих лишних средств, не требуя залога. Тем не менее, Тора предоставила ему право брать залог, чтобы он мог одалживать деньги и другим нуждающимся. Но если заёмщик нуждается, например, в пальто, отданном в залог, заимодавец должен это вернуть, понимая, что даже его собственность в первую очередь принадлежит Богу (Сфорно).
В Талмуде (Бава Батра 10а) рассказывается, как римский правитель Иудеи Турнус Руфус спросил рабби Акиву: «Если Бог любит бедняков, почему Он не заботится о них?» И рабби Акива ответил: «Чтобы ты смог избежать Геинома, помогая другим».
Принимая это во внимание, когда кто-то приходит и просит что-то в займы, постарайтесь вместо оправданий одолжить просимое, говоря: «Слава Богу, Он предоставил мне такую возможность!»