В комментарии на книгу Йона Виленский Гаон пишет есть 3 три особых дня года, когда Творец пробуждает душу человека: 1) 1-й день месяца Элуль, 2) Рош а-Шана и 3) Йом Кипур. Подобное пишет Виленский Гаон и в комментарии на Мегилат Эстер (Свиток Эстер).
Все знают смысл праздников Рош а-Шана и Йом Кипур и то, насколько значима духовная работа этих дней. Но почему Виленский Гаон говорит о Рош ходеш Элуля как о дне, настолько же значимом, как эти два? Ведь об этом дне не найти упоминаний ни в Торе, ни в Талмуде. Чем же он настолько важен? И какую духовную работу должен проделать человек в 1-й день Элуля?
Чтобы ответить на этот вопрос, приведем слова, которыми начинается Шулхан Арух: «Человек должен проснуться и встать до зари, чтобы он разбудил зарю, а не она его». Источник этого высказывания — мидраш, который поясняет стих из Теилим (57:9): «Пробудись душа моя, пробудитесь арфа и лютня — разбужу я зарю». Мидраш объясняет: царь Давид просыпался и начинал служить Всевышнему еще до рассвета.
Но что значат слова «разбужу зарю»? Ведь человек не может повлиять на движение небесных тел, заря встает сама.
Пишет Таз (р. Давид бен Шмуэль а-Леви, 16-17 вв., известный алахист, написавший труд Турей захав – «Золотые столбцы») в комментарии к Шульхан Аруху, что Всевышний создал определенные моменты дня и целого года, которые пробуждают все живое (например, приход весны, восход, наступление сумерек и т. д.). Все растения и животные подчиняются этому влиянию. Однако от человека Всевышний ожидает совсем другого: он должен все делать сам – сам пробуждать себя, сам приниматься за работу, сам искать дорогу, которая приблизит его к Творцу, и, пробудившись, искать то, что поможет на этом пути еще больше.
Так царь Давид не ждал зарю, сотворенную Всевышним для пробуждения от сна всего мира — он пробуждался сам и сам ждал зарю и как бы «будил» ее, чтобы начать служить Творцу досрочно и начать день духовно во всеоружии. Так и должен поступать человек, ведь Творец дал ему душу, которая отличает его от всех других существ.
Теперь мы можем понять значимость духовной работы 1-го дня месяца Элуль. Рош а-Шана и Йом Кипур подобны заре. Их значение понятно всем. Они «будят» почти все земные создания, подобно ярким лучам солнца. Но дело человека – заранее самостоятельно пробудиться и своей горячей готовностью служить Богу, даже зарю побуждая взойти.
Виленский Гаон говорит о 1 Элуля: поскольку начало всегда очень важно, этот день имеет особый потенциал, который помогает человеку, воодушевляет его еще больше, если он уже воодушевлен. Но равно важен и весь этот месяц, когда человек должен пробудиться, сосредоточиться и подготовиться к Дню Суда.
Всевышний мог бы судить мир в любое время, но Он назначил День Суда и сообщил его нам, чтобы человек всегда помнил о неизбежности суда, о том, что ни один поступок не останется без внимания и оценки. Но если человек весь год проводит в спячке и пробуждается лишь в Йом Кипур, каким он предстанет на Суде? Только горячее желание быть как можно ближе к Богу и для этого как можно скорей очиститься – вот что пробуждает милость Всевышнего, и тогда Рош а-Шана и Йом Кипур оставляют ощутимый отпечаток на весь год.
Моше Рабейну поднялся на гору Синай 1-го Элуля, за 40 дней до Йом Кипура, прося Всевышнего простить Израилю грех золотого тельца — и в Йом Кипур народ получил прощение, хотя до этого гнев Всевышнего был так велик, что он готов был стереть евреев с лица земли и произвести от Моше новый народ. Мы должны подойти к 1-му Элуля с большой готовностью начать упорную работу над собой, предваряя Суд.