Вино и другие алкогольные напитки – весьма интересная тема, если рассмотреть ее с точки зрения Торы.1
С одной стороны, мы используем вино для Кидуша и Авдалы в Шабаты и в праздники, и, кроме того, бокалом вина сопровождаются исполнение многих заповедей. Так благословения на бокал с вином произносят под хупой (свадебным балдахином), при обрезании, совершая пидьон а-бен (выкуп первенца), и, конечно, не будем забывать о четырех бокалах вина, которые мы пьем во время Пасхального седера.
В книге Невиим приводится притча о том, как деревья решили выбрать себе царя и обратились предложением занять это почетное место к нескольким достойным сородичам. Одним из кандидатов на царский престол стала виноградная лоза, которая характеризовала свой сок как то, что «веселит Бога и людей».2
Действительно, идея о том, что вино радует человека, упоминается также в Теилим,3 а что касается радости Бога, Всевышний заповедал Моше, что ежедневные жертвоприношения в Святом Храме должны сопровождаться возлиянием на жертвенник вина.4
Поскольку вино считается «королем напитков», мудрецы ввели специальное благословение, которое следует произносить исключительно на вино — это благословение Борэ при а-гафен (Благословен… сотворивший плод виноградной лозы).
Кроме того, давайте не будем забывать почитаемой вековой еврейский обычай произносить «лехаим», желая друг другу всяческих благ.5
Но с другой стороны, мудрецы рассказывают нам о разрушительной природе вина и интоксикации. Вот лишь несколько примеров:
Согласно одному из мнений, высказанному в Талмуде, Дерево Познания на самом деле было виноградной лозой. Таким образом, то, из-за чего Адам и Хава нарушили запрет Создателя, был плод виноградной лозы, а это, как мы знаем, причинило первым людям и их потомкам неисчислимые трудности и страдания и лишило человека статуса бессмертного создания.6
Праведный Ноах, чья приверженность Всевышнему заставила Бога пощадить человечество, после окончания Потопа посадил виноградник и изготовил из его урожая вино, в результате чего был опозорен из-за его чрезмерного потребления.7
Надав и Авиу, два святых сына первосвященника Аарона, выпив вина, вошли в Скинию – и погибли от огня, сошедшего на них с Небес.8
Помимо этого Тора упоминает святость назира, который возлагает на себя обет воздерживаться от вина.9
Так что же такое вино? Священный напиток с мощной силой, предназначенный для святых и особых случаев? Или же то, что разрушает и способно уничтожить могущественных людей, — то есть вещество, которого следует избегать любой ценой?
Похоже, что и то, и другое.
Как мы уже упоминали, согласно одному мнению, Дерево Познания было виноградной лозой — и Тора конкретизирует его название, говоря, что это «Дерево познания добра и зла».10 Оно имеет огромный потенциал при правильном использовании и в той же мере представляет опасность, если его использовать неправильно и злоупотреблять им. А как мы будем им пользоваться, уже целиком и полностью зависит от нас.
Способность вина приносить радость объясняется тем, что оно ослабляет нашу сдержанность, а также зажимы организма. И это «ослабление тела» позволяет просвечивать душе. Сделав «лехаим», вы чувствуете больше вдохновения, потому что тело меньше оказывает сопротивление. Совершенно очевидно, что это применимо только тогда, когда человек пьет в умеренных количествах и в особых, святых случаях, стараясь сделать их немного более праздничными и создать вдохновляющую атмосферу.
И напротив, пьянство, влекущее за собой избегание обязанностей, которые у нас есть перед самими собой, нашими семьями и окружающими, очень разрушительно. Человек, который находится в режиме «бегства от себя», опасен, потому что очень часто он также избегает многих правил, которым следовать разумно.
Поэтому с практической стороны нам запрещено молиться в состоянии опьянения. Священникам и другим людям, пока они в состоянии опьянения, не разрешалось служить в Святом Храме.11 И даже сегодня коэны не могут благословлять общину, если выпили хотя бы один бокал вина.12
В продолжение изучения этой темы рекомендую читателю ознакомиться со статьей «Может ли вино быть святым?».
Сноски
- Так как во времена Танаха основным алкогольным напитком являлось вино, почти во всех наших источниках упоминается именно этот вид алкоголя и именно на его примере мы учим, как следует относиться к спиртному.
- Шофтим, 9:13.
- Теилим, 104:15.
- Шмот, 29:40.
- Читайте об этом обычае в статье «Когда евреи говорят “лехаим”? Что это значит?».
- Согласно этому мнению, одна из причин, почему вино так часто используется при соблюдения различных заповедей — это попытка исправить первородный грех, совершенный из-за вина.
- Берешит, 9:20-27.
- Ваикра, 10:1-2. Вывод о том, что произошедшая трагедия вызвана употреблением Надавом и Авиу вина, наши мудрецы делают на основании того, что сразу после рассказа об их смерти Всевышний строго предупреждает не пить вина перед входом в Шатер Откровения, чтобы не умереть (там же, стих 9).
- Насо, 6:1-4.
- Берешит, 2:9.
- Ваикра, 10:9. См. примечание №5.
- Больше информации о законах иудаизма, связанных с вином, вы сможете найти в статье «Вино и иудаизм. Как еврейская религия относится к вину?».