Заповедь любить ближнего и ее важность
Сказано в Торе (Вайикра 19, 18):
«И полюби ближнего своего как самого себя».
Этим Тора обязывает каждого еврей обязан любить других евреев.
Эта заповедь является одной из самых важных заповедей Торы. Сказал рабби Акива (Иерусалимский Талмуд 9, 4): «Полюби ближнего своего как самого себя – большое правило в Торе». А Илель сказал: «Суть всей Торы заключается в правиле: не делай ближнему своему то, что ненавистно тебе» (Шаббат 31 а).
Каким образом выполняют эту заповедь?
Необходимо любить ближнего также как человек любит самого себя. Поэтому следует хвалить ближнего и бережно относиться к его имуществу, точно также как человек бережно относится к своему собственном имуществу и желает почёт самому себе.
Заповедь любить своего ближнего включает в себя добродетельность, посещение больных, утешение скорбящих, принятие участие в захоронение умершего, принятие участия в свадебной церемонии, и т.п.
Заповедь любить гера
Кроме заповеди любить ближнего, относительно гера (прозелита), есть дополнительная заповедь любить его, как сказано: «люби гера» (Дварим 10, 19).
Обязанность почитать ближнего
В заповедь любить ближнего входит обязанность дорожить его почетом.
На просьбу учеников обучить их путь, идя по которому, они удостоятся будущего мира, сказал рабби Элиезер: «Будьте осторожны по отношению к чести Ваших товарищей» (Брахот 28 б). Сказали мудрецы (Пиркей Авот 2, 10): «Да будет честь твоего ближнего дорога тебе, как твоя собственная честь». Ещё сказали мудрецы (Пиркей Авот 4, 12): «Да будет почёт твоего ученика дорог тебе, как твой собственный почёт; а почёт твоего товарища, как трепет перед учителем (который обучает тебя Торе); а трепет перед учителем, как трепет перед Небесами».
Тот, кто удостаивается чести за счёт позора ближнего, не достоин части в будущем мире. (Иерусалимский Талмуд, Хагига; 2, 1, Рамбам, Законы Мнений, 6, 3).
Также тот, кто публично срамит своего товарища в такой мере, что его лицо белеет, не достоин части в будущем мире (Бава Мциа 58, б; Рамбам, там же, 8).
Запрещено называть ближнего прозвищем, которого тот стесняется (Шульхан Арух, Хошен Мишпат 228, 5).
Обязанность дорожить имуществом ближнего
На ряду с тем, что еврей должен дорожить честью его товарища, он должен дорожить также и его имуществом, также как он дорожит своим собственным имуществом (Пиркей Авот, 2, 12).
В заповедь любить ближнего входит также заповедь заботиться о его духовном уровне. Поэтому, если еврей считает, что сможет помочь своему ближнему подняться в духовном плане (либо удержаться от духовного падения), он должен помочь ему в этом.
Обязанность обличать ближнего
Если еврей видит, что его товарищ идёт по неверному пути либо грешит в чём-то, важно постараться повлиять на него оставить неверный путь. И об этом заповедовала Тора (Вайикра 19, 17): «Обличи ближнего своего».
Необходимо обличать ближнего таким образом, чтобы тот не почувствовал стыда. Поэтому необходимо, чтобы беседа проходила наедине, в спокойном тоне и приятной обстановке, оказывая почёт товарищу. Необходимо сообщить, что ему говорят эти вещи только из-за любви к нему – чтобы он удостоился будущего мира (Рамбам, Законы Мнений, 6, 7).
Необходимо не только сообщить ближнему, в чём тот ошибается, но и каким образом исправить ошибку и оставить неверную дорогу (Агра, Мишлей 12,18).
Если еврей не знает, что нарушает своими действиями какую-либо заповедь, и его товарищ уверен, что он не сможет повлиять на него исправить свои действия, лучше не сообщать товарищу, что тот грешит, чтобы непреднамеренный грех не перешёл в преднамеренный. Также необходимо молиться за нужды товарища (Брахот 12 б).
Обязанность молиться за ближнего
Сказали мудрецы (Бава Кама 92 а): «Тому, кто молится за нужды своего товарища, и он сам нуждается в том же, отвечают с Небес в первую очередь».
Запрет ненавидеть ближнего
Тот, кто ненавидит своего ближнего в сердце, нарушает заповедь (Вайикра 19, 17): «Не возненавидь своего ближнего с сердце своём». Подробнее об этом запрете читайте тут.
Запрет обижать ближнего
Запрещено обижать ближнего, как сказано (Вайикра 24:17): «Не обижайте друг друга» (Талмуд, Бава Мециа, 58 б). Подробнее об этом запрете читайте тут.