Недавно Дженнифер побывала на дне рождения в стиле «дива-вечеринка». Кроме того, что ей и ее подружкам вручили подарочные пакеты с модными резинками для волос, их еще и научили, как самим сделать блеск для губ и гель для тела с блестками.
Дженнифер всего пять лет!!
С тех самых пор, как Адам и Ева поменяли духовный на материальный мир, наше общество одержимо телесностью. Эта одержимость окружает нас повсюду – на рекламных щитах, в телерекламе, объявлениях в Интернете, в популярных журналах; и, судя по всему, даже на детских праздниках для дошкольников. Она в самом воздухе, которым мы дышим. И она отравляет нам жизнь – особенно женщинам. В гораздо большей степени, чем мужчины, женщины склонны к оцениванию себя по внешней привлекательности, а не по внутренним качествам. Девушки все более юного возраста начинают обращаться не только к косметологам, но и к пластическим хирургам.
Точно так же для того, чтобы быть довольными собой, женщины выставляют напоказ все больше и больше. По мере того как тело становится доминирующим фактором в нашем представлении о себе, для многих молодых женщин его совершенствование превращается из потребности в смысл жизни.
Религиозный еврейский мир не обладает иммунитетом против этой печальной тенденции. Даже при том, что еврейские девушки и женщины, соблюдающие религиозные предписания, демонстрируют меньше наготы, чем прочие, тело все равно занимает их мысли все больше и больше – а цниют (скромность) все меньше и меньше. Многие из них оказываются втянуты в борьбу с переменным успехом между еврейскими ценностями, предписывающими не заострять внимание на своем теле, и светскими идеалами, требующими выставлять его на обозрение.
Виноваты в этом, в значительной мере, СМИ.
ХУДОБА, КОТОРУЮ НАВЯЗЫВАЮТ НАМ СМИ
СМИ – это сила, влияние которой повсюду в мире наиболее ощутимо. Только в США на рекламу тратится более 250 миллиардов долларов в год. Реклама стала культурой нашего общества – и она подпитывает в нас одержимость телесностью.
«Идеальная» женщина в современной рекламе выглядит (а иногда и является) анорексичной. Еще в первом десятилетии XXI века рост типичной манекенщицы стал на семь дюймов больше, чем у средней женщины, а весили они при этом на 23% меньше. Идеал стал недостижимым.
Однако это – стандарт, по которому девушки и женщины оценивают свое тело. Опрос журнала Glamour продемонстрировал, что лишний вес есть только у одной четверти женщин в возрасте 18 до 35 лет, при этом уверены, что он у них есть, три четверти. Что еще более поразительно, примерно половина всех женщин с недостаточным весом считают себя толстыми. Похудеть на 10 — 15 фунтов для них важнее, чем успехи в отношениях или на работе.
Большинство женщин страдают от крайне извращенного представления о себе, которое вызывает беспричинное недовольство своей внешностью. И чем больше они подвергаются воздействию со стороны СМИ, тем хуже им становится.
Пожалуй, сильнее всего искажают наше самовосприятие женские журналы. Из числа школьниц, принявших участие в вышеупомянутом исследовании, читательницы модных журналов были гораздо более подвержены влиянию навязанных СМИ эталонов веса и более склонны сидеть на диетах. Точно так же девушки студенческого возраста, смотревшие рекламу с чрезмерно худыми моделями, страдали от сниженного чувства собственного достоинства, более негативных настроений, более сильных депрессий, чем их ровесницы – особенно в тех случаях, когда зрительницы уже недовольны своим телом, а для большинства современных женщин ситуация именно такова.
Не менее коварно телевидение. Наиболее наглядный пример – то, что произошло на островах Фиджи. Долгое время фиджийцы полагали, что чем больше человек, тем он красивее. Полные женщины считались привлекательными, никто не помышлял о диетах, а фраза «Ты поправилась» расценивалась как комплимент. Однако в 1995 году до Фиджи добралось телевидение. Спустя всего лишь три года просмотра американских вечерних телепрограмм и рекламных объявлений 29% девочек-подростков оказались в группе высокого риска развития расстройств пищевого поведения, 15% хотя бы раз вызывали у себя рвоту. К 2007 году о рвоте в течение последнего месяца сообщали 45%. На сегодняшний день расстройства пищевого поведения на Фиджи цветут буйным цветом.
ПРОДВИЖЕНИЕ ОДЕРЖИМОСТИ ВНЕШНОСТЬЮ
Реклама служит не только для продажи товаров. Она продает представления и идеи, чувства и желания, мечты и ценности. Она продает нам понятия любви, успешности, нормальности. Короче говоря, она продает нам всю нашу личность целиком и полностью – такую личность, которой нужно то, что нам рекламируют.
Эта личность программируется извне. Наносные образы стройных красавиц, получающих в награду сказочную жизнь, становятся частью нашей души. Мы принимаем и усваиваем посыл, который гласит: «Я – это мое тело, совершенствовать и демонстрировать его – ключ к счастью». А в силу того, что внутри эта личность пуста, мы более склонны покупать товары из рекламы, чтобы себя заполнить.
Мы недостаточно худые, у нас недостаточно плоские животы, у нас недостаточно полные губы, у нас недостаточно блестящие волосы.
Однако это еще не все. Далее создатели рекламы начинают «продвигать несовершенство»: мы недостаточно худы, у нас недостаточно плоские животы, недостаточно «точеные» фигуры (так, словно женщина – это статуэтка!), недостаточно полные губы, недостаточно блестящие волосы, недостаточно длинные ресницы – иными словами, нам чего-то недостает. Хотя мужчины тоже уязвимы для мантр, которые нашептывают им СМИ (недостаточно твердый пресс, недостаточно рельефные бицепсы, и так далее), женщины к этому особенно восприимчивы. Половое созревание выплескивает в мозг девушки гормоны, программирующие ее на одержимость своей внешностью, и хотя эта фиксация со временем пройдет, внешний вид все же останется главной ее заботой. Помимо этого, женщины очень чувствительны к посылам общественного мнения. Поэтому рекламщики консультируются с психологами, социологами, антропологами, учеными, изучающими проблемы поведения, и другими специалистами, выясняя, как поддерживать в женщинах тревожность. И они вполне в этом преуспевают. Более двух десятилетий назад большинство женщин уже были недовольны своей внешностью, считавшиеся «хорошенькими» страдали от этого не меньше, чем те, кого относили к «простушкам». Женская неуверенность в себе живет и процветает.
Как только в нас посеяно зерно недовольства своей исключительно важной внешностью, рекламщики внушают нам «главнейшее убеждение американской культуры»: все части нашего тела без исключения можно и нужно улучшать и совершенствовать, и даже переделывать. (И в самом деле, женщины, которые рекламируют эту продукцию, сами «переделаны» до такой степени, что их фотографии очень отдаленно напоминают их в реальности). И именно этому послужит их продукция. Косметическая индустрия убеждает нас, что истинная красота «исходит изнутри: из бутылочек, баночек, пудрениц и тюбиков».
Индустрии красоты необходимо, чтобы нам всегда «чего-то не хватало». Поэтому так быстро меняется мода – стоит подумать, что идеал достигнут, как тут же выясняется, что до него далеко, и нужно снова идти за покупками. Идея проста: если ты продолжаешь гнаться за идеалом, ты продолжаешь покупать.
На мужчин все это обрушивается не в меньшей степени. Им меньше говорят о том, какими им нужно быть, зато весьма убедительно объясняют, чего – в отношении женщин – им следует хотеть. Многие мужчины убеждены, что способны отличать создаваемые рекламой образы от реальных женщин, однако от ассоциаций никуда не деться. Привыкнув считать привлекательными только безупречных, ненастоящих женщин, мужчина вряд ли потянется к настоящей, несовершенной.
Являются ли волоски на ногах у женщин объективно непривлекательными? «Жилетт» уверяет, что да.
Индустрия красоты довела искусство «создания истин» до совершенства. Рассмотрим «факт», который практически никем не ставится под сомнение: волоски на ногах у женщины – это непривлекательно. Одна моя знакомая поведала мне, откуда исходит это убеждение. «Давным-давно, в 1915 году, бритвы покупали только мужчины, — пояснила она. В фирме «Жилетт» [занимающейся производством бритв] решили, что если бы им удалось убедить вторую половину населения тоже что-нибудь брить, это помогло бы фирме существенно увеличить свои доходы. И вот они начали рекламировать американским женщинам новую, выполненную в женственном стиле, бритву под названием «Миледи Декольте», с участием манекенщиц, демонстрирующих гладкие бритые ножки – и идея стала модной». А «Жилетт» удвоила продажи. Сегодня это, разумеется, коснулось не только американок, и не только волос на ногах. Женщины во всем мире бреют, эпилируют воском и лазером все больше и больше участков тела. И все больше мужчин делают то же самое. Удаление волос, переходящее в фобию, требует расходов и создает неудобства, а мой дерматолог, обеспокоенный вопросами возникновения рака кожи, утверждает, что это вредно для здоровья, не мы не можем представить себе, как этого можно не делать. Нам продали эту идею – благодаря «Жилетт».
Неудивительно, что у американских девушек, живущих под давлением внушаемого отовсюду стремления иметь идеальное тело, самооценка с приходом полового созревания стремительно падает. В качестве компенсации сейчас возникло понятие «девичьей силы». Однако, как указывают критики СМИ, «как только возникла эта фраза, ее подхватили рекламщики, и все стали пытаться что-нибудь [девушкам] продать. Эта фраза продает образ обретения внутренней силы. Как только девушки попадаются на эту удочку и начинают стремиться к достижению такого образа, им рассказывают, что для достижения этой силы им нужны макияж, наряды и бойфренды».
Индустрия красоты побуждает нас вставлять напоказ свое тело, чтобы мы были им озабочены и тратили на него деньги. Большому бизнесу нужно, чтобы мы непрестанно что-то покупали. Поэтому необходимо спросить себя: «А кем я хочу быть? Кем мне нужно быть?»
ПРОТИВОЯДИЕ
К счастью, против СМИ и рекламы есть противоядие, о котором говорят практически все, кто стремится противостоять их влиянию. Режиссеры, отражающие в своих картинах объективацию женщин в рекламе, феминистки, устраивающие демонстрации в местах проведения конкурсов на звание «Мисс Америка», матери, убеждающие дочерей-подростков, что те выглядят гораздо красивее без макияжа, психотерапевты, помогающие потерявшимся девушкам найти свою настоящую сущность – все они пропагандируют простое и вместе с тем сильное понятие: скромность, в иудаизме — цниют.
Женщине, которая знает и любит себя, нет нужды выставлять себя на всеобщее обозрение, чтобы чувствовать свою значимость. Даруя людям уверенность и силы для возвращения самоуважения, цниют может стать искрой, порождающей в душе настоящую личностную революцию. Как мудро отметил кто-то из подростков: «Я думаю, сила скромности может быть больше, чем считает большинство ребят – я думаю, она способна изменить всю жизнь человека».
Истинная, долговечная красота сочетает в себе и внешнее, и внутреннее.
Иудаизм поощряет женщин в стремлении быть привлекательными. Однако истинная, долговечная красота сочетает в себе и внешнее, и внутреннее. Для всякого, кто способен видеть не только то, что на поверхности, но и то, что скрыто глубже, цниют открывает удивительно притягательную красоту.
Однажды летом, здесь, в Иерусалиме, я говорил о цниют с группой девушек студенческого возраста, не соблюдающих религиозные предписания. После беседы одна из студенток подняла руку.
«На днях всех девушек из нашей программы пригласили на религиозную свадьбу, — сказала она. – Нас попросили одеться скромно, мы так и сделали. Я сфотографировала всех нас там. И знаете что? Самое странное – мы все выглядели настолько красивее, чем обычно».
Мужчины ценят внешность, которая отражает то, что внутри – по крайней мере тогда, когда они ищут настоящих отношений. После того как одна моя знакомая молодая женщина стала одеваться скромно, ее бывший бойфренд сказал ей, что она теперь выглядит красивее, чем когда-либо прежде.
Однако для настоящей красоты нужно кое-что большее, чем просто одежда, закрывающая тело. Используя высказывание двоих исследователей, чтобы быть поистине привлекательной, необходимо «быть настоящей для себя и для других».
Я знаком с одной молодой женщиной, которая со смехом описывает свою фигуру как «популярную несколько веков назад». Она никогда не станет красоткой с журнальной обложки, однако ее уверенность в себе, живость, теплота и глубокое самоощущение делают ее очень привлекательной. И наоборот, многие женщины могут быть красивыми внешне, но при этом их «внутренняя суть» окажется погребенной под слишком большими слоями макияжа, отчаянного сидения на диетах, других тщетных попыток соответствовать искусственному стандарту, обусловленных неуверенностью. Гонясь за поверхностной красотой, они отказываются от настоящей.
Цниют дарует нам нашу истинную личность и возможность настоящего счастья. Она помогает защититься от поверхностности и тоски. Однажды познав ее, отказаться будет очень трудно. Но она также существенно снижает возможность на нас заработать – поэтому СМИ делают все возможное, чтобы ее уничтожить. Цниют – заклятый враг для СМИ и рекламы.
В глубине души все мы хотим избежать поверхностности. Мы хотим настоящего. Кто-то написал такие слова: «Чтобы узнать, где же настоящее, нужно вспомнить, что на нас надеты очки, и что их надо снять. Самые прекрасные моменты в жизни – это те, когда мы вообще-то осознаем, что на нас очки». Сьюзен Бойл заставила нас понять, что на нас очки – а если их снять, мир становится гораздо красивее. Точно так же, как у любого человека может быть прекрасный голос, у любого может быть прекрасная душа.
Цниют помогает нам отключить посылы от СМИ и настроиться на настоящее.