На основе книги Шофтим 13-16 и Талмуда
Шломо Хаим Кессельман
Могучий Шимшон (Самсон) был лидером еврейского народа в эпоху правления судей. Он спас евреев от притеснений филистимлян, занимавших тогда Землю Израиля. Будучи назиром (назореем) от рождения, Шимшон был наделен Богом небывалой физической силой, которую использовал для борьбы с филистимлянами. Он правил народом в течение 20 лет, пока любимая жена Далила не предала его, и тогда филистимляне захватили его в плен. Ослепленный, терпящий издевательства со стороны своих похитителей, он погиб как герой, обрушив колонны, поддерживающие здание, где он стоял, и убив таким образом себя и тысячи филистимлян, находившихся внутри здания.
Исторический фон
После того, как преемник Моше, Йеошуа, скончался, началась эпоха судей. Она длилась около 350 лет, в 2516-2871 годы от сотворения мира (1245-890 гг. до н. э.). Самсон был седьмым судьей и правил своим народом, как было сказано, 20 лет, с 2811 по 2831 год (951-931 до н. э.).
История Шимшона записана в книге Шофтим (Судей), в главах 13-16. И хотя мало что известно о его роли, как о предводителе евреев, в стихах Ктувим (Писания) мы видим удивительные рассказы, раскрывающие нам личность Шимшона, повествующие о его великой силе и столкновениях с филистимлянами.
(Обратите внимание, что филистимляне, упоминающиеся в Танахе (на иврите они назывались плиштим), не имеют никакого отношения к нынешним палестинцам.)
Рождение героя
Семья Шимшона была из колена Дана. У его родителей, Маноаха и Цлелпонит, живших в небольшом городе Цора, долгое время не было детей. Однажды Цлелпонит явился ангел и объявил, что после стольких лет бесплодия она наконец забеременеет и родит сына, который спасет евреев от филистимлян. Однако мальчик будет особенным, с момента своего рождения он должен быть посвящён Всевышнему как назир на всю свою жизнь. Он не должен был употреблять вино и вообще какие-либо продукты из винограда, а его волос никогда не должна была касаться бритва. А потому и его мать уже с момента встречи с ангелом не должна была употреблять винограда и всего, что из него делают, а так же быть внимательной, чтобы не касаться ничего нечистого.
Вернувшись домой, женщина рассказала мужу об удивительной встрече с ангелом. Маноах стал горячо молиться Всевышнему, чтобы тот послал ангела к ним еще раз, ведь тогда он сможет рассказать им, что необходимо делать с новорожденным. Так и произошло. При встрече с ангелом Маноах по его указанию принес благодарственную жертву Всесильному.
В установленное время Цлелпонит забеременела и родила сына. Она назвала его Шимшон — это от слов “шемеш у-маген” — “солнце” и “защитник”. Это имя предрекло дальнейшую судьбу мальчика: большое могучее солнце, которое вело народ, защищало его и заслоняло от врагов.(1)
Ранние годы
Даже в ранней юности Шимшон проявил значительную физическую силу. Однажды, когда он бродил по лесу, на него вдруг набросился лев. Чувствуя, что с ним пребывает дух Всевышнего, Шимшон смог одолеть льва голыми руками. Он понимал, что он был наделен такой силой неслучайно, а чтобы помогать своему народу, поэтому искал повод побороться с врагами евреев, филистимлянами.
Филистимляне были народом мародеров, живших на западе Святой Земли. Они постоянно преследовали и грабили евреев. В течение долгих 40 лет(2) народ Израиля страшно страдал от повсеместно настигавшей их филистимской руки, пока, наконец, на тропу войны с разбойниками не вышел Шимшон.
Юноша был слишком скромным, чтобы брать на себя руководство большой еврейской армией. А также он не хотел провоцировать филистимлян на дальнейшее терроризирование своего народа. Поэтому он решил, что сам отомстит за собратьев, вовлекая филистимлян в личные конфликты, запугивая их и тем мешая им преследовать евреев. Он начал искать способы установить с филистимлянами тесный контакт.
Свадьба и загадка
Первый случай, когда Шимшон столкнулся с филистимлянами, произошел в одну из его частых экспедиций, когда он прибыл в Тимну, филистимскую деревню. Там он увидел прекрасную девушку из местных, которую сразу решил взять в жены. Хотя его родители пытались отговорить сына от поспешного брака, Шимшон все же решил жениться (после того, как она сделала гиюр).(3)
На свадебном торжестве Шимшон понял, что у него появилась возможность воплотить свой план в жизнь. Он бросил вызов 30 филистимским гостям, придложив отгадать его загадку, и если бы они угадали ответ, Шимшон раздал бы каждому по новому костюму, а если нет, то они бы дали ему в общей сложности 30 костюмов. Филистимляне согласились. Шимшон произнес свою загадку, но филистимляне никак не смогли разгадать ее.(4) Дело в том, что пути в Тимну он проходил мимо того самого места, где некогда убил льва, и заметил, что рой пчел превратил тушу животного в улей. Шимшон взял оттуда немного меда, поел и пошел дальше. И на свадьбе задал следующую загадку: «Из евшего вышла еда, а из сильного вышло сладкое. Что это такое?» Евший — это лев, царь всех зверей, а сладкое — это мед. Итак, несмотря на то, что всю неделю филистимляне не могли найти ответ, на седьмой день они пришли к Шимшону, они ответили ему: «Что слаще меда и кто сильнее льва?»
Откуда они узнали ответ? Попросив несколько дней на раздумья и не придумав ни одной версии, филистимляне обратились к жене Шимшона. Они потребовали, чтобы она уговорила мужа дать ей верный ответ, иначе они сожгут ее и дом ее отца. Жена Шимшона испугалась, стала плакать и давить на мужа, и в какой-то момент он сдался. А она тут же передала верный ответ филистимлянам.
Поэтому, когда филистимляне пришли к Шимшону с ответом, он сразу понял, что произошло. В гневе покинув город, он отправился в Ашкелон, принадлежавший на тот момент филистимлянам, убил 30 человек, взял их костюмы и отправил тем, кто “отгадал загадку”. А затем ушел в дом своего отца.
Жажда мести
Спустя несколько дней Шимшон вернулся в Тимну к своей молодой жене, но выяснилось, что в его отсутствие она была передана другому человеку. Когда он спросил тестя, что происходит, тот сказал, что будто бы не думал, что Шимшон вернется, а раз так, то он может взять себе младшую сестру своей жены. Шимшон пришел в ярость, поняв, что ни один человек не выступил против такого скандального акта. Это было время сбора урожая пшеницы, поэтому он отправился в поля и поймал там 300 лисиц. Шимшон связал их в пары и воткнул животным между хвостов факелы, а затем отпустил их в поля к филистимлянам, и они побежали во все стороны, сжигая урожай.
Помимо того, что он таким образом отомстил за свою обиду, он сделал это, чтобы проучить филистимлян за их регулярные нападения на евреев и грабеж.
Шимшон Праведник
Мудрецы Талмуда учат, что Шимшон не был просто человеком с грубой силой. Он был назиром, тем, чья жизнь посвящена Всевышнему. Поэтому и сила его была сверхъестественной и зависела от степени его преданности Богу. Все, что он делал, было продиктовано Всевышним, в том числе его брак с филистимлянкой, принявшей гиюр. Талмуд описывает, что Божественное Присутствие, Шхина, шла перед ним, звоня, как колокол, и сопровождая его, куда бы он ни пошел. Шимшон был невероятно скромным человеком и за 20 лет своего правления ни разу не воспользовался своим положением, чтобы попросить кого-нибудь сделать для него что-нибудь.(5)
Некоторые говорят, что Шимшон был на самом деле хромым в обе ноги и ходил с трудом. Однако, когда это необходимо, на него спускался дух Бога, и в это время он исцелялся, получая вдобавок сверхъестественную силу для противостояния врагам.(6)
Особая сила Шимшона
В Священном Писании приводится и много других историй, связанных с силой Шимшона. Однажды, когда он пришел в Азу, один из главных городов филистимлян, и остался там на ночь, враги окружили его и закрыли городские ворота, намереваясь утром атаковать. Шимшон догадался об их злодейских замыслах, поэтому встал в полночь, вырвал из земли гигантские запертые городские ворота, положил их себе на плечи и унес далеко оттуда, на вершину горы.
В другой раз, сразу после инцидента с лисами, филистимляне попытались смягчить гнев Шимшона и сожгли дом его неверной жены и ее отца, подразумевая, что таким образом отомстили за него. Но когда Самсон услышал, что они сделали, он лишь сильнее разгневался, напал на филистимлян и убил многих из них.
Филистимляне собрали огромную армию и расположились лагерем в Иудейском городе Лехи, где скрывался Шимшон. Они передали местным жителям, что те либо обязаны в кратчайшие сроки передать им Шимшона, либо будут убиты.
Когда испуганные жители Иудеи пришли к Шимшону и рассказали ему об угрозе филистимлян, он остался невозмутим. По собственному желанию он был связан и приведен в филистимский лагерь. Радостные филистимляне встали, чтобы убить его, но в этот момент на него спустился дух Всевышнего, и тогда он сорвал связывавшие его веревки, словно они были старыми и истлевшими, и, схватив первое, что увидел — челюсть осла — убил тысячу человек.
После этой впечатляющей победы весь еврейский народ понял, что Шимшон был избран Всесильным, чтобы вести их, и назначили его судьей над собой.
Далила и падение Шимшона
Падение Шимшона в конечном счете все же произошло от рук филистимлян — от женщины, на которой он женился, Далилы. Беда была в том, что Шимшон очень сильно ее полюбил, и его враги поняли, что благодаря этому можно его одолеть.
Однажды знатные филистимляне пришли к Далиле, пока она была одна, и предложили ей поистине огромные деньги, если она откроет им секрет силы своего мужа и поможет им организовать его захват. И вероломная Далила согласилась.
Каждый день Далила мучила мужа вопросами, пытаясь разными способами выманить его тайну. Несколько раз Шимшон пытался отшутиться, но Далила была непреклонна и требовала истины.
«Если ты свяжешь меня с семью сырыми тетивами, тогда моя сила исчезнет, — отвечал ей Шимшон. — Если ты свяжешь меня новыми веревками, которые никогда не были в употреблении, я стану обычным человеком». «Если ты свяжешь семь прядей моих в тканьё, я ослабею». Каждый раз Далила пыталась опробовать эти способы, пока Шимшон спал. Каждый раз она вскрикивала: «Шимшон, на тебя напали филистимляне!», и Шимшон резко просыпался, демонстрируя свою силу, отчего становилось очевидно, что ее методы не работали.
Далила плакала перед ним: «Как ты можешь говорить «я люблю тебя», если на самом деле твое сердце не со мной? Уже три раза ты насмехался надо мной, но так и не признался, в чем секрет твоей силы!». И так она его измучила, что однажды Шимшон сдался.
Наконец, он рассказал ей секрет своей силы. «Бритва никогда не касалась моей головы, потому что я назир Богу еще с тех времен, когда был в чреве моей матери. Если я побреюсь, тогда моя сила оставит меня, и я стану слабым как любой человек».
На этот раз предательница Далила точно поняла, что муж говорит ей правду. Она поспешила позвать филистимлян к своему дому. Когда Шимшон спал, Далила обрезал его волосы, а затем воскликнула: «Шимшон, филистимляне напали на тебя!»
Шимшон вскочил, готовый защищаться. Но Божественная сила, которой он прежде обладал, отошла от него, и люди, которые сидели в засаде, легко его одолели. Жестокие филистимляне выкололи ему глаза и, заковав в цепи, отвели в Азу.
Талмуд учит, что Шимшон был наказан ослеплением, потому что прежде смотрел на филистимлянок с вожделением. Хотя Бог и хотел, чтобы Шимшон женился на филистимлянках, но личные мотивы его были не совсем чистыми, так как он именно мечтал обладать ими.(7)
Смерть Героя
После попадания в плен Шимшон был поставлен заниматься молотьбой. Однажды, в день, когда все филистимляне собрались на большой праздник, чтобы принести особую жертву своему идолу, они решили заодно и отпраздновать свою победу над Шимшоном. Они пели, танцевали и благодарили своего бога за то, что тот предал богатыря в их руки. В какой-то момент они послали за слепым Шимшоном, чтобы тот развлекал их. Измученный и униженный, он пришел и развлекал их, но понимал, что не может больше выносить этих грубых насмешек, однако еще более отвратительно ему было поклонение филистимлян идолам.
Обратившись к тому, кто его вел, Шимшон попросил: «Подведите меня к колоннам, чтобы я мог опереться на них и немного передохнуть». Мальчик повиновался.
А волосы на его голове за время плена уже немного отрасли. Пылающий гневом и болью, но полный надежды, Шимшон взмолился Всевышнему: «О, Господи, Боже, прошу, вспомни меня и дай мне силу, прошу, только на этот раз! Позволь мне отомстить этим жестоким идолопоклонникам, чтобы они знали, что ты единственный Бог. И неважно, если я умру вместе с ними!»
Внезапно он снова почувствовал на себе дух Бога. Возблагодарив Всевышнего, Шимшон протянул руки, схватился за колонны, поддерживающие здание, и уперся в них всей силой. В следующее же мгновение стены и крыша рухнули, разрушив все здание. Все присутствующие там филистимляне вместе с самим Шимшоном погибли во время крушения. В тот день Шимшон пожертвовал собой, но смог убить больше филистимлян, чем за всю свою жизнь.
После этого сошли в то место его братья и весь дом его отца, взяли его тело и вернули домой, похоронив между Цорой и Эштаолом, — на той земле, где он так доблестно сражался, чтобы защитить свой народ, — в гробнице Маноаха, его отца. Шимшон был признанным лидером еврейского народа на протяжении 20 лет.
Наследие
Шимшон стал тем, на ком сбылось благословение Яакова его сыну Дану, предку Шимшона: «Дан будет судить народ свой, подобно каждому колену Израиля. Будет Дан змеем на дороге, аспидом на пути, который язвит ногу коня, и падает всадник его навзничь».(8) Он был настоящим воином, а его метод атаки был похож на метод змеи, которая кусает человека за ногу. Он жил среди филистимлян и нападал на них сзади, нанося им вред. И тем не менее, в то же самое время, как учат наши мудрецы, Шимшон был великим праведным судьей, который вел и судил свой народ, как сам Всевышний, по совершенной справедливости.(9)
Как долго Шимшон правил?
Многие источники нашей традиции говорят, что хотя в стихе сказано, что Шимшон правил на протяжении 20 лет, на самом деле их было 40.(10) Причина этого, как объясняет Талмуд, заключается в том, что влияние Шимшона как на его собратьев, так и на филистимлян было настолько сильным, что это чувствовалось еще в течение 20 лет после его смерти. Его наставления продолжали вдохновлять евреев и служить им законами еще долгое время после смерти Шимшона, с той же силой, как и при его жизни, поэтому говорится, что он как бы фактически правил все эти годы. Кроме того, страх, который он смог посеять среди филистимлян, оказался настолько сильным, что еще в течение 20 лет после смерти Шимшона они боялись нападать на евреев и причинять им вред, а потому народ Израиля мог жить в мире и покое.
Сноски
- Сота 10a. и комментарий Раши на это.
- Хотя в стихе говорится про 40 лет, некоторые комментаторы трактуют это как то, что упомянутые 40 лет включают в себя так же 20 лет уже под правлением Шимшона. См. комментарий рабби Давида Кимхи (Радак) на Шофтим 13:1.
- Маймонид, Мишне Тора, Запрещенные отношения 13:16. Радак на Шофтим 13:4.
- Шофтим 14:14.
- Сота 9b-10a.
- Сота там же.
- Сота 9b.
- Берешит 49:16. См. комментарий Рашба на этот стих для альтернативного объяснения.
- См. комментарий Сфорно на Берешит 49:17.
- Иерусалим Талмуд, Сота 1:8. Бемидбар Раба 14:9 учит, что, поскольку в двух стихах сказано, что Шимшон правил двадцать лет, это значит, что он правил дважды по 20 лет, то есть всего 40. Из этого мы учим, что он правил двадцать лет в течение своей жизни и еще двадцать лет после своей смерти. Однако в комментариях Тосафот к трактату Шабат 55:б сказано, что писание упоминает лишь число 20 и никакое другое, а значит, Шимшон правил 20 лет.