Путеводитель по самому священному дню еврейского года — Дню Искупления
Когда люди впали в грех, поклонившись Золотому тельцу, Моше умолял Б-га простить еврейский народ. Именно в день Йом Кипур искупление достигает своего апогея, и вот почему Моше принёс с горы Синай вторые Скрижали Завета.
С того самого дня Йом Кипур содержит в себе очищающую силу искупления наших ошибок (как личных, так и грехов общества), дабы очистить нас и убелить одеждами праведности.
Существуют два условия для духовного очищения в Йом Кипур:
-
Мы выполняем тшуву — буквально «возвращаемся» на верный путь. Тшува состоит из четырёх этапов:
- Сожаление — первый этап тшувы — это исправление на интеллектуальном уровне: человек должен признать, что он поступил неправильно, и сожалеть об этом. Если нарушение было публичным, то и признание должно быть сделано публично. Мы признаём, что совершили ошибку и сожалеем о том, что упустили возможность исправить ее — «возвратиться».
- Пресечение подобных действий в будущем. Вторым этапом является эмоциональный уровень: человек должен прочувствовать, насколько плох был его поступок, испытать «муки совести» при осознании тяжести его последствий: пресечение подобных действий показывает наше искреннее стремление изменить себя.
- Исповедь — мы признаёмся в грехе вслух и просим прощения у тех, кому мы причинили зло. Третий этап практический: возможное исправление последствий грехопадения, возмещение ущерба, который был причинен пострадавшим. Если человек прошел все эти три стадии, то он, безусловно, приблизился к исправлению своего греха, но этого еще недостаточно, чтобы ощутить полноту покаяния,
- Решение — мы преисполнены желанием не повторять пагубных и разрушительных поступков в будущем. Четвертый этап — самый важный – это уровень реализации решения никогда больше не поступать так, как мы поступили в прошлом. Только если человек в дальнейшем, даже если ему представляется возможность совершить аналогичный проступок, воздерживается от него, — тогда он действительно добился полного исправления допущенного прежде греха.
-
Хотя тшува и Йом Кипур искупают наши прегрешения перед Б-гом, ошибки, совершенные против других людей, автоматически не исправляются. Поэтому незадолго до дня Йом Кипур, Дня Искупления, у евреев есть традиция просить прощения у друзей, знакомых, родственников или человека, коего могли оскорбить или причинить ему вред.
Стать Ангелом на один день
Как мы уже писали, в Йом Кипур каждый еврей подобен ангелу. В еврейском понимании, ангелы — абсолютно духовные существа, предназначение которых — верно служить Создателю.
Маѓараль из Праги поясняет:
«Все заповеди (мицвот), которые Б-г повелел исполнять на [Йом Кипур], предназначены для того, чтобы как можно скорее снять с человека телесную оболочку, дабы усовершенствовать его, как ангела. Ибо, как ангелы стоят пред престолом Творца, так и мы проводим большую часть времени в Йом Кипур, стоя в синагоге. И так же, как ангелы облачены в белое одеяние, так и мы облачаемся в белые одежды в Йом Кипур. И как ангелы не едят и не пьют, так и мы не едим и не пьём в Йом Кипур».
Это сравнение мы можем проследить в еврейском законе: обычно, вторая часть Шма, Барух Шем, читается шёпотом. Но в Йом Кипур важно произносить эти слова громко, подобно ангелам.
Пять запретов в Йом Кипур
В Йом Кипур мы воздерживаемся от пяти вещей, связанных с материальностью этого мира:
- еда и питьё;
- умывание (даже холодной водой);
- умащение себя благовониями и лосьонами;
- супружеские отношения;
- ношение кожаной обуви.
В течение года люди проводят свои дни в поисках еды, удовлетворяя материальные нужды и телесные удовольствия. В Йом Кипур мы акцентируем своё внимание на том, что действительно особенно важно в нашей жизни.
Как говорит рав Элиягу Деслер, «в Йом Кипур приглушается сила физического влечения. Поэтому возрастает стремление к духовному росту, после того как оно было подавлено в результате воздействия убивающей силы греха на душу. Это одухотворяющая цель даёт человеку возможность особого прощения и уважения».
Структура дня Йом Кипур
В Рош ѓа-Шана открываются Книги Жизни и Смерти, и Б-г записывает в них, кому предоставить ещё один год жизни. Для многих это решение принимается лишь в девятидневный период, а в Йом Кипур окончательное решение скрепляется печатью. По этой причине молитвы в день Йом Кипур побуждают исправить наши жизненные пути:
- Молитвы в Йом Кипур начинаются до заката, сопровождаемые особой молитвой Коль Нидрей. Свитки Торы вынимают из Арон Кодеш, и хазан (кантор) трижды повторяет молитву Коль Нидрей всё с большей и большей интенсивностью.
- Особая молитва Амида в Йом Кипур, когда все стоят, включает в себя раскаяние Аль Хет в неверных поступках. При каждом упоминании о грехе, мы слегка ударяем себя в грудь кулаком, показывая, что наши намерения становятся чище.
- Поминальная молитва Изкор, произносимая в память о близких, звучит в синагоге после утреннего чтения Торы.
- В дополнении к службе (мусаф) есть рассказ о том, как проходил Йом Кипур в Святом Храме Иерусалима. Первосвященник, служивший при храме, мог входить в Святая Святых лишь однажды в год, в Йом Кипур. Мусаф рассказывает: когда первосвященник произносил грозное Имя Вс-вышнего, люди, собравшиеся в Храме, падали ниц. Когда мы доходим до этого отрывка, мы тоже падаем ниц.
- В молитве Минха мы читаем книгу пророка Йоны, который пытался «убежать от Б-га» и своего предназначения, и был проглочен огромной рыбой.
- В то время, как обычный день состоит из трёх молитвенных служб, по субботам и праздникам — их четыре. А в Йом Кипур, единственный день года, проходит пять молитвенных служений. Последняя молитва называется Неила («Закрытие ворот»), и она несёт надежду и веру в окончательное установление Божественного вердикта года, «запечатленном» в Книге Жизни. По завершении молитвы Неила звучит шофар — мы слышим один длинный гудок, что свидетельствует о нашей уверенности в том, что Великие Праздники прошли с вынесением доброго приговора на предстоящий год.
- В завершение праздника Йом Кипур читают Авдалу за чашей вина. Не произносят благословений на специи (за исключением, дня Йом Кипур, выпадающего на шабат), но зажигают свечу для Авдалы от пламени свечи на Йом Кипур.
Пост в Йом Кипур
Пост в день Йом Кипур начинается до захода солнца и продолжается в течение 25 часов до выхода звезд.
В дневные часы, предшествующие началу Судного дня (Йом Кипур), существует особая мицва вкушать праздничную трапезу.
Для того чтобы легче было переносить пост, приходит на помощь вода. Не пейте кофе или прохладительные напитки, потому что кофеин обладает мочегонным действием. Не пейте также сложные и горячие кофеинсодержащие напитки. Они могут стать причиной головной боли. Если же вам сложно удержаться, то снижайте количество потребляемых напитков до минимума, чтобы избежать зависимости от них в Йом Кипур.
На праздничной трапезе едят медленно и небольшое количество пищи, чтобы не ускорять процесс пищеварения. После того, как вы завершите праздничную трапезу, подождите немного до заката, чтобы можно было попить.
Плохо себя чувствуете в Йом Кипур? Что делать в случае болезни?
Если кто-то из вас болен и, по заключению врача, вам не рекомендовано поститься, так как длительное воздержание от еды может угрожать вашей жизни, то в этом случае пациент должен поесть или отпить небольшое количество воды.
Больному человеку позволительно съесть около 30 мл пищи и подождать 9 минут перед следующим приёмом пищи. После того, как прошли первые девять минут, можно съесть ещё немного еды. И таким образом повторять эти приемы пищи в течение целого дня.
Что касается питья, то старайтесь употреблять воды поменьше: Талмуд называет «ки-мело лугмав», — то есть количество воды, достаточное, чтобы наполнить одну щёку. Хотя это количество варьируется, приблизительно оно составляет 35 мл. После приёма такого количества воды необходимо вновь подождать 9 минут, чтобы снова немного попить.
Какую роль играет потребление небольшого количества еды или воды в пост Йом Кипур?
В еврейском законе сказано, что «кушать» — это потреблять небольшое количество чего-то в определённый период времени. Другими словами, вовсе не «кушать», а «откусывать» или «отгрызать» кусочек чего-либо, несмотря на то, что такое действие запрещено в Йом Кипур, всё же закон снисходит до человека, когда на карту ставится его здоровье.
Причина этой сложности заключается в том, что есть в Йом Кипур — один из самых серьёзных и строгих запретов в Торе. И даже, когда закон предоставляет нам «льготные условия», мы должны их минимизировать.
Обратите внимание, что употребление пищи и воды рассматриваются как независимые действия. Это значит, что человек может есть и пить одновременно, поскольку еда и питьё «не суммируются» друг к другу для ограничения общего объёма.
Но, несмотря на эти постановления, если данный подход всё же может повредить здоровью больного человека, он может есть и пить без ограничений. Просто в данном случае, человек не должен говорить Кидуш перед едой, но — прочесть Биркат а-Мазон после еды, включая стих яале веяво.
А как насчёт того случая, когда мнение пациента противоречит мнению врача? Если пациент уверен, что ему нужно поесть, чтобы устранить опасность для здоровья, то мы полагаемся на его мнение, даже если врач не согласен. В противном случае, когда пациент отказывается есть, несмотря на предостережения врачей, тогда мы убеждаем больного поесть: возможно, что приговор, вынесенный ему, разрушается по причине болезни.
Imrey.org желает вам полного смысла и содержания Йом Кипура!