Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Йом Кипур и его трансцендентность

Земной мир и мир грядущий – восхождение по лестнице этого дня.

Нечаянно подслушанный разговор

В конце 90-х я пять лет провел в ешиве, расположенной прямо напротив Стены Плача.

Это район, где жизнь не затихает практически круглосуточно, а потому посетители, часть из которых туристы, регулярно заглядывали к нам, чтобы полюбоваться невероятным видом с большого балкона, выходящего на площадь перед Котелем. Иногда эти посещения приводили к философским дискуссиям между обитателями ешивы и ее гостями, и градус бесед порой был довольно высоким.

Однажды я оказался в таком месте, где невольно было слышно один из подобных разговоров, который происходил между пожилым длиннобородым раввином и молодым израильским солдатом из светских. Некоторое время поговорив о смысле жизни, раввин спросил солдата, чего он по большому счету хочет от жизни.

«Нууу, — протянул солдат, — если честно, я в основном люблю… секс, наркотики и рок-н-ролл».

«Отлично! — воскликнул раввин. — Я полностью с тобой согласен».

Удивленный и уже несколько более воодушевленный разговором солдат попросил раввина пояснить, что именно в этом так уж отлично с его точки зрения. 

«Но сначала расскажи мне, что именно тебе нравится в наркотиках?» — задал еще один вопрос раввин.

«Наверное, ощущение выхода за пределы своих границ — соединения с чем-то большим, чем ты сам», — ответил парень.

«Ааа, значит, ты ищешь чувство соединенности и трансцендентности?»

«Хм, пожалуй, да, — сказал солдат. — Я никогда не думал об этом в таком ключе».

«Ну а что тебе нравится в рок-н-ролле?»

«Это сила, которая передается через музыку, и невероятное единство толпы. Минуточку, рабби, кажется, я догадываюсь, что вы сейчас скажете: что на самом деле я жажду ощущения силы и единства, а музыка — это просто средство для достижения этого, так?..»

Семь высших и притягательных для человека качеств

По правде говоря, мы всегда ищем, скажем так, не дистиллированную сущность своей деятельности. То есть, если задуматься, то существует довольно небольшой выбор вещей, которые хотят практически все люди: любовь, единство, сила, гармония, смысл, мир и чувство пребывания за пределами своих естественных границ (трансцендентность). И поэтому мы делаем то, что делаем, чтобы испытать эти эмоции или, по крайней мере, постараться максимально к ним приблизиться.

Взять, например, похоть — это кажущееся приближение к любви, а доминирование — ложная попытка приблизиться к единству.

Чем ближе человек подходит к переживанию своей истинно желаемой эмоции, тем более приятен ему этот опыт. А чем выше мы поднимаемся по лестнице приятных переживаний, тем более эфирными и возвышенными они становятся.

Любовь — более утонченное и более интенсивное удовольствие, чем вкуснейший десерт из мороженого, а ощущение наполненности смыслом может быть даже большим переживанием, чем глубокие и стабильные любовные чувства.

С еврейской точки зрения, высшая эмпирическая цель (и, следовательно, величайшее удовольствие из доступных) — это состояние, когда сознание достаточно расширено, чтобы прочувствовать и признать Бога. По словам Маймонида, оно затмевает все остальные удовольствия и до такой степени, что все они кажутся «ничем, паром».

Все семь этих высших качеств — любовь, единство, сила, гармония, смысл, покой и трансцендентность — не могут проявляться в нашем мире в полной мере, в этом заключается причина их неуловимости и мимолетности.

По какой биологической причине мы испытываем особые эмоции, наблюдая, к примеру, восход солнца? Нас волнуют только красивые цвета пейзажа или за этим кроется еще нечто неосязаемое?

Музыка — это всего лишь несколько организованных определенным образом тонов и ритмов. Почему же, когда мы слышим симфонию, у нас возникает ощущение, что это что-то глубокое и основательное, помогающее нам за короткое время осознать величие и благость вселенной в целом?

Словом, все эти переживания являются качествами духовного мира — мира грядущего, проявляющимися в нашей реальности. Причем, хоть и мимолетно, но настолько интенсивно, что они становятся всем, чего мы хотим от этой жизни.

Вопреки распространенному мнению Йом-Кипур не является мрачным днем — напротив, как объясняет Талмуд, это один из двух самых счастливых дней в году и по сути единственный случай, когда день поста сочетается с радостью.

Это своеобразная возможность прожить день, ощущая себя в полной мере существами грядущего мира — теми, кто не ест, не пьет и не занимается чисто физическими делами. А поскольку мы считаем, что человек по своей сути представляет собой соединение души и тела, есть даже обычай надевать в Йом Кипур белые одежды, символически подчеркивая возвышенную, ангельскую природу своей сущности.

5 уровней души

Иудаизм учит, что человеческая душа состоит из пяти уровней, каждый из которых наделен все более и более глубоким потенциалом осознания. Первый соответствует нашему физическому бытию, второй — эмоциональному состоянию, третий — интеллекту, четвертый — духовности (на этом уровне наша душа начинает соединяться с душами остального человечества), а пятый, высший, представляет собой такую точку, в которой наша коллективная сущность сливается с Бесконечным.

В Йом Кипур проходят пять молитвенных богослужений, каждое из которых соответствует одному из уровней души. Они ведут нас вверх, расширяя наше сознание, поскольку одновременно мы избавляемся от своих физических аппетитов и зависимостей.

Дихотомия между физическим и духовным мирами имеет решающее значение для всей еврейской мысли. В определенном смысле можно сказать, что цель иудаизма состоит в том, чтобы их объединить.

В самом первом предложении Торы нам сообщается о сотворении Богом неба (Каббала объясняет это сотворением загробного мира) и земли (нашего мира). Поначалу они объединяются в «одном дне» творения, но лишь для того, чтобы затем разъединиться.

Иудаизм ищет возможность примирения этих реальностей. По этой причине в Священном Писании используются два основных Имени Всевышнего — Эло’им (Бог, проявляющий Себя в этом мире) и Адонай (проявляющий Себя в следующем мире).

Кульминация служения в Йом Кипур и последний толчок к полному осознанию после 25 часов праздника проявляется в громком семикратном, произносимом в состоянии катарсиса заявлении о том, что «Адонай у а- Эло’им!», то есть Бог этого мира и мира грядущего – Он Один и тот же. Точно так же и сами миры являются лишь разными гранями одного творения.

Как напоминает нам Мишна: «Этот мир — лишь коридор к следующему. Приготовьтесь в коридоре, чтобы достойно войти в банкетный зал».

Источник

Была ли эта информация полезной?

Да (1)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Другие пользователи посвятили эти статьи своим близким.

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому