Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Каждый может учить Тору

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Обязанность каждого еврея

Рамбам пишет (Законы изучение Торы, 1, 8):

«Каждый еврей обязан изучать Тору, будь он бедным или богатым, здоровым или страдающим от болезней, будь он молодым человеком или бессильным стариком. Даже если он бедный человек, который получает средства к существованию от милосердия и просит милостыню от двери до двери, даже если он женатый и отец детей, он должен установить определенное время для изучения Торы в течение дня и в ночное время».

Из этих слов Рамбама мы учим, что никакие причины не могут освободить человека от обязанности изучать Тору.

ТалмудТалмуд в трактате Йома рассказывает о Ѓилеле, Йосефе и рабби Элазаре бен Харсом, которые своими поступками доказали, что у человека есть возможность изучать Тору в любой ситуации, с какими бы трудностями это ни было сопряжено и с какими проблемами он бы ни сталкивался.

История про Ѓилеля

Талмуд рассказывает, что, когда Ѓилель был молод, он был очень беден. Он зарабатывал всего одну монету – трефик – в день. Половину ее Ѓилель оставлял на житейские нужды, а вторую отдавал сторожу бейт мидраша за право присутствовать на уроке Торы, который вели два великих мудреца, Шмая и Автальон. В те времена существовал такой порядок – за возможность учить Тору надо было платить (по всей видимости, эта оплата предназначалась сторожу бейт мидраша, ведь за обучение Торе запрещено брать деньги).  Как-то холодным зимним и снежным вечером Ѓилелю нечем было заплатить сторожу – день был неудачным, и ему не удалось заработать даже одного трефика. Сторож не пустил Ѓилеля в бейт мидраш, и тогда тот решил забраться на крышу дома учения, чтобы через дымоходную трубу «услышать слова Б-га живого».  На следующее утро, а это было утро субботы, Шмая сказал Автальону: «Брат мой! Обычно утром помещение освещается солнцем, но сегодня что-то случилось – посмотри, как темно в бейт мидраше». Тут они подняли глаза и увидели на крыше большой сугроб необычной формы, напоминающий человека, занесенного снегом. Ученики быстро взобрались на крышу, сняли бесчувственного, замерзшего Ѓилеля и принесли его в помещение.  Была суббота, но Шмая и Автальон распорядились ради такого случая –спасение жизни – растопить печь и согреть воду. Ѓилеля отогрели, обмыли теплой водой, и таким образом он был спасен.

Почему Всевышний называется «Б-гом живым»?

Нам следует понять, почему в этой истории наши мудрецы называют Всевышнего «Б-гом живым»?

Чистый воздух
«Ѓилель, не имея возможности войти в бейт мидраш, забрался на крышу здания, чтобы «глотнуть» живительные слова Торы»

Думаю, что тут есть и намек на причину поведения Ѓилеля. На первый взгляд, Ѓилель мог сказать себе: если у меня сегодня нет денег, чтобы заплатить сторожу за вход в бейт мидраш, я не обязан сегодня учить Тору, ведь есть важное правило в Торе: «Если у человека нет возможности выполнять ту или иную заповедь, он не обязан ее выполнять». Однако изучение Торы для Ѓилеля было равноценно самой жизни. Если человеку нечем дышать, в поисках глотка воздуха он полезет на любую крышу любого, самого высокого, здания. Так и Ѓилель, не имея возможности войти в бейт мидраш, забрался на крышу здания, чтобы «глотнуть» живительные слова Торы и таким образом продолжить жить.

Даже самый бедный может учить Тору

Из этой истории Талмуд учит, что каждый человек, даже самый бедный, всегда может выкроить и время, и возможность для изучения Торы. Для этого необходимо лишь одно условие – изучение Торы для человека должно приравниваться возможности продолжать жить.

Для изучения Торы следует потратить всё имущество

Тут уместно привести слова Хафец Хаима в «Ликутей Алахот», который учит из вышеупомянутой истории, что человек обязан потратить все имущество, для того чтобы у него была возможность изучать Тору. И это – несмотря на то, что обычно для исполнения повелительных заповедей еврей не обязан тратить более одной пятой части своего имущества. Хафец Хаим объясняет этот закон: поскольку изучение Торы приравнивается жизни, несомненно, следует потратить всё имущество, чтобы учить Тору – т.е. продолжить жить.

Истории Талмуда о Йосефе и о рабби Элазаре бен Харсом мы расскажем с Б-жьей помощью в следующей статье («Даже богатый может учить Тору»).

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому