«Всякого с раздвоенным копытом, которое отрыгивает жвачку среди скотов – его ешьте»
Шмот, 11:3
Рав Ицхак Арама в книге «Акедат Ицхак» отмечает, что в этих двух признаках чистоты есть указание и на чистоту человека с его личными качествами и поступками. Звери с цельным копытом топчут, а звери с когтями терзают свою добычу. В раздвоенном же копыте заключен намек на то, чтобы не допускать грабежа и незаконного присвоения чужого. А в повторном пережевывании пищи есть намек на умение довольствоваться малым: такие животные не порываются за дополнительной порцией пищи, им достаточно того, что они уже съели.
Следуя такому подходу, мы учим, в чем состоит тайна этого качества – уметь довольствоваться тем, что имеешь. Нужно не просто чувствовать себя сытым, но и «отрыгивать жвачку». Смысл этого заключается в следующем. Обычно человек постоянно стремится вслед за своими вожделениями, которым неведома сытость: у кого есть сто, хочет двести, а у кого двести – желает четыреста. И это не потому, что человеку мало того, что он уже приобрел, а потому что такова его природа: он отвлекает внимание от того, что имеет в своем распоряжении, и направляет все свои устремления к тому, что еще не достигнуто.
Это похоже на ребенка, который порывается к игрушке, а когда получает ее, она, спустя уже короткое время, теряет свой блеск в его глазах, и он хочет другую игрушку. Но если бы человек умел «отрыгивать жвачку» и думать о том, чего он уже достиг, он благодарил бы Творца за то, что имеет. Он говорил бы «спасибо» за жизнь и здоровье, за питание и одежду, за жилье и заработок, за семью и спокойствие – и тогда не было бы никого счастливее.
Однажды в синагогу пришел один парень и принес с собой вкусную еду и напитки. Его спрашивают: «Что случилось?»
«Это благодарственная трапеза, — говорит он, — вчера, когда я шел на работу и переходил дорогу, в меня врезалась машина, но с Б-жьей помощью я вышел из этой аварии целым и невредимым!» На следующий день в синагогу приходит еще один человек и тоже приносит еду и напитки.
«А с тобой что случилось? – спрашивают его там, – в тебя тоже машина врезалась по пути на работу?» Тот человек отвечает: «Нет. Я двадцать лет перехожу улицу по пути на работу, и еще ни разу в меня не врезалась машина. Вот за это я и благодарю!»
Есть люди, которые обязаны сказать «спасибо», если были больны и выздоровели, или если спаслись из аварии. Но если вы никогда не попадали в опасные ситуации, разве не должны вы еще больше благодарить?
Слава Б-гу, мы живы, здоровы и дееспособны, у нас есть пища, чтобы поесть, и одежда, чтобы носить. Большое спасибо Тебе, Творец мира!
Если уж Всевышний дарит нам что-то из Своих благ, мы должны не только благодарить Его устно, но и демонстрировать своими поступками, что сами являемся благодетелями в отношении наших ближних, подобно Ему. Как Он милосерден, так и мы будем проявлять милосердие. В итоге эта доброта останется с нами – она и будет сопровождать нас в будущем мире.
Была пятница. Один человек вместе со своим сыном выходили из продуктового магазина, держа в руках массу всевозможных покупок. Среди прочего, они несли пять буханок хлеба. Когда они подошли к стоянке, где их ждала машина, к ним приблизился какой-то человек и со смущенным взглядом спросил, не могут ли они дать ему что-нибудь поесть…
Они посмотрели на него и сразу же, не промедлив ни секунды, с улыбкой на лице протянули ему две буханки. Тот человек поблагодарил их и пошел своей дорогой.
Отец спросил сына: «Сколько буханок у нас осталось?»
«Три», — отозвался сын.
«Подумай еще раз», — попросил отец.
Но сын не понимал, что тот имеет в виду. «Папа, — стал рассуждать он, — было пять буханок, мы отдали две, значит осталось три. Это простое математическое действие».
Отец улыбнулся и пояснил ребенку свою мысль: «Правильный ответ: две буханки!» Сначала сын смотрел на него, ничего не понимая. Отец продолжил: «Три буханки, которые остались в пакете, мы уже скоро съедим, и от них ничего не останется. Но те две, что мы отдали нищему, останутся с нами навечно. На весах заслуг на небесах нам только что записали две буханки, и их у нас уже никто не отнимет!»
Друзья, всю свою жизнь мы копим и собираем, покупаем и вкладываем, посвящаем дни и ночи для того, чтобы создать себе качественный и приятный мир. Но в конце концов все наши труды – дома, машины, бизнес – все это останется здесь! Деньги и имущество останутся здесь, а что же на самом деле останется с нами? Только заповеди и добрые дела, которые мы совершили. Они навеки будут записаны нам в заслугу!