«Пас мелкий скот с братьями, будучи отроком, с детьми Бильхи» (37:2).
История о крестьянине, который вместе с сыном пошел в поле. Увидели они высокие колосья пшеницы, смотрящие вверх. Сын был впечатлен. Пришли на другое поле и увидели колосья согнутые и прилегающие к земле. Опечалился сын. Сказал ему отец: «Ты ошибаешься, сынок! Если колосья торчат вверх, значит, они пустые, и зерно в них повреждено. Поэтому-то они и поднимают свои головы горделиво. Чем больше зерен в колосе, тем он тяжелее и тем ниже пригибает голову».
Так же и с человеком, — говорит автор книги «Црор а-Мор». Чем больше он наполнен содержанием, Торой и мудростью, тем он скромнее и смиреннее.
В Гмаре сказано: «Признак гордыни – нищета в Торе» (Кидушин 49 б). Но Йосеф, бывший «сыном старости» и обладавший большей мудростью, имел скромность, как сказано: «Пас овец с братьями» — дружил с детьми служанок. В заслугу этого Йосеф удостоился царства и власти.
В книге «Мидраш Шмуэль» написано: «Когда говорят, что Тора дает изучающим ее власть и царство, смысл в том, что такой человек властвует над своим злым началом. Не другими он правит, а собой!»
Известна история: хазарский царь был идолопоклонником. Во сне ему сказали: «Намерения твои желанны, а действия нежеланны». Позвал он греческого философа, христианского священника и исламского кадия, послушал о вере каждого из них и отверг ее. Позвал еврейского мудреца и согласился с ним. Затем он прошел гиюр – принял иудаизм и то же самое сделал со своим народом. Это исторический факт – иудейское царство хазар.
Наш учитель раби Йеуда а-Леви описал эти религиозные диспуты в книге «Кузари». Среди прочего царь поднял и такой вопрос: у философов, христиан и мусульман есть люди, достигшие больших вершин. Их монахи ведут уединенную жизнь, уходят в затвор в монастырях и пустошах, отказываются от всех прелестей нашего мира. А у вас, евреев, — спросил царь, — хасидом считают того, кто достиг совершенства; опиши мне, каковы его качества. Еврейский мудрец ответил:
«Я тебя о хасиде спрашиваю, — удивился царь, — а не о совершенном правителе». Мудрец ответил: «Но хасид и есть правитель, только правит он над самим собой! Он дает каждой своей силе и качеству удовлетворение в правильной пропорции и в положительном ключе, пользуется ими в момент необходимости совершенным образом. Об этом сказано (Мишлей 16:32): «Терпеливый лучше сильного, а властвующий над духом своим – завоевавшего город»»