Музыка — чудесное явление
Музыка – это одно из удивительных явлений, создающих у человека ощущение радости и счастья. Звуки хорошей музыки вызывают у человека душевный подъём, чувство лёгкости, парения, а иногда и неземного наслаждения. Таков и танец! Тело совершает танцевальные движения как следствие определённого душевного состояния, душевной потребности.
Мы предлагаем замечательный совет тому, кто хочет научиться постоянному пребыванию в состоянии тихой безмятежной радости. Время от времени уединяйтесь с Творцом: отправляйтесь за город, на природу или же просто уединяйтесь в своей комнате… и пойте Ему, читайте Теилим, размышляя над их смыслом, повторяйте их ещё и ещё, пока чувства не переполнят вас. В этом состоянии сильного духовного переживания благодарите Творца за все благо, которым он окружил вас, ощутите радость, любовь и близость Творца, почувствуйте, как всё творение поёт, ликует и танцует вместе с вами. Так пел царь Давид: «Реки возрадуются, все горы воспоют счастливую песнь». Нет радости и нет любви, подобных этим.
Такая песнь человеческой души способна создать удивительную и неповторимую близость к Творцу. Мы говорим здесь о тонком, но безусловном взаимном воздействии. Высокий духовный уровень человека проявляется в ежеминутном прославлении и радостном воспевании Творца. Но и наоборот, ода радости и благодарности, исполненная человеком, внезапно ощутившим безграничную любовь и терпение Всевышнего, может поднять его на высочайшую духовную ступень. Говорит Талмуд, обсуждая различные варианты начальных строк псалмов: «Давида песнопение — это значит, что осенило его Б-жественное присутствие, после чего, переживая высокое душевное откровение, он произнёс песнь. Песнь Давида — это значит, что сначала он произнёс песнь, а затем к нему явилась Шехина«. Из сказанного следует, что Б-жественное присутствие не является человеку, когда он печалится или даже смеётся, когда он полон легкомыслия или занят пустыми вещами, но приходит, когда человек радуется исполнению заповеди. Как сказано: «А теперь приведите ко мне музыканта. — И было, когда играл музыкант, была на нем рука Г-спода».
Музыка «другого рода»
Но, как и в любой другой области, «одно напротив другого сделал Всевышний». Мы знаем, что существует благородная возвышенная музыка. Если к тому же она положена на чистые слова высокого духовного содержания, она оказывает на человека, безусловно, возвышающее и облагораживающее воздействие. Нам знакомы музыкальные произведения и другого рода: дурные инстинкты, страсти и наклонности человека также могут найти своё выражение в музыке и стихах. Соприкосновение с такими с музыкальными явлениями оказывает на душу человека чрезвычайно опустошающее и разрушительное воздействие. Музыкальные предпочтения человека являются проявлением его жизненного выбора в целом. Человек может искать духовного роста и возвышения, и тогда он выбирает музыку, которая способствует, а не противоречит этому. Если же его влекут мирские соблазны, телесные удовольствия и низменные инстинкты руководят им, то и музыка, которую он выбирает, служит ему лишь инструментом для разжигания его плотских страстей.
Радость. Ее положительные и отрицательные аспекты
То же можно сказать и о чувстве радости. Говорят Мудрецы: позитивная радость — та, о которой сказано: «Радуйтесь Г-споду и веселитесь, праведники, пойте радостную песнь, все прямые сердцем». Как и всё в мире имеет две стороны — два крайних противоположных проявления, между которыми располагается целый спектр различных по своей интенсивности оттенков — чувство радости также может быть крайне негативным. Это различные выражения животных наслаждений, грубых инстинктов, пошлости и вульгарности. Разнузданное веселье, необузданные радости предающихся разврату и излишествам разрушают ограды святости и скромности, подобающие народу Израиля. Сказал мудрейший из людей:
«Смех назвал я глупостью, а веселье – что в нём?»
Такие радости низвергают каждого до уровня человека разложившегося и никчёмного. Об этом говорили Мудрецы:
«Смех и легкомыслие приводят человека к разврату».