Чего ожидать в процессе гиюра?
Вопрос:
Я собираюсь перейти в иудаизм. Об этом я думал и размышлял годами и наконец принял решение. Но хотелось бы знать, что меня ожидает в процессе гиюра? Как это обычно происходит?
Ответ:
Самое главное, что, когда весь этот процесс завершится, вы станете евреем. И это то, что будет с вами до конца жизни. Важно отметить, что обращение в иудаизм — это улица с односторонним движением. Как только вы сделаете этот решительный шаг, в прямом и переносном смысле, вы навсегда станете полноправным членом большой семьи, которая называется еврейский народ.
Еще одна важная вещь заключается в том, что гиюр может быть сделан только под эгидой добросовестного Бейт Дина (еврейского суда), состоящего из трех богобоязненных, глубоко соблюдающих раввинов. Когда вы будете искать, куда именно обратиться, чтобы пройти гиюр, не поленитесь как следует сделать свою «домашнюю работу» — хорошенько выясните, на самом ли деле это правоверные иудеи и признаются ли они таковыми со стороны религиозного сообщества.
Фактическое преобразование:
Обращение происходит в несколько этапов, которые проходят под патронатом Бейт Дина:
- Принятие ярма Небес (обязанность соблюдать заповеди). Проходя процедуру обращения, необходимо произнести клятву, что вы будете жить в соответствии со всеми заповедями, которые изложены в Торе. Недостаточно выполнять отдельные заповеди или большинство из них; новообращенный должен принять на себя все заповеди, которые существуют. Кроме того, за этим должно стоять искреннее желание служить Богу как еврей, а не какие-то другие мотивы вроде желания жениться на еврейке или выйти замуж за еврея.
- Погружение в микву. Миква — это ритуальный бассейн с природной водой, обычно дождевой. При обращении вы с головой окунетесь в эту духовно очищающую ванну. И именно в тот момент вы примите на себя всю Тору.
- Обрезание. Если вы мужчина, вам предстоит обрезание. Если в детстве вам по какой-либо причине его уже сделали, то все, что еще предстоит на этом этапе, это чисто символический прокол, чтобы на поверхность кожи выступило немного крови.
- Когда в Иерусалиме был Храм, новообращенный приносил там особую жертву. И когда Храм будет восстановлен — пусть это сбудется как можно скорей в наши дни! — геры (прозелиты) снова будут приносить жертвы.(1)
Почему так долго?
Гиюр — это пожизненное обязательство быть евреем. И это означает, что вы на самом деле должны знать и полностью отдавать себе отчет, на что подписываетесь, а еврейской общине, которую в данном случае представляет Бейт Дин, нужно осознавать, кого они принимают в вашем лице новым членом своей общины.
Чтобы убедиться, что все «находятся на одной странице», то есть достигли определенного уровня знаний и опыта, у многих Бейт Динов есть специально составленная программа обучения и соблюдения, которую потенциальные новообращенные должны пройти до того момента, как произойдет обращение. Вам нужно погрузиться в жизнь еврейской общины, соблюдая как можно больше заповедей, чтобы прочувствовать каждый нюанс подлинной жизни иудея.
В некоторых случаях этот процесс может контролировать раввин, которому предстоит поручиться за вашу искренность, знания и преданность ценностям иудаизма. Бейт Дины могут утвердить курс обучения и практики на несколько месяцев или лет, чтобы убедиться в том, что вы действительно готовы к обращению. (Для более подробной информации смотрите другие наши статьи на тему гиюра.)
Библейская основа
Законы гиюра основаны на тех указаниях, которые были даны сынам Израиля, когда те готовились получить Тору на горе Синай. Как сказано в стихе Торы: «Собрание, установление одно для вас и для пришельца, живущего у вас, вечное установление для всех поколений ваших, подобно вам будет пришелец пред Богом. Учение одно и закон один будет для вас и для пришельца, живущего у вас».(2)
Обратите внимание, как происходил процесс преобразования нашего народа на Синае, и вы увидите, что тогда он состоял из тех же элементов, что и сейчас:
Обрезание: Перед тем, как накануне исхода из Египта съесть пасхального ягненка, сыны Израиля должны были сделать себе обрезание, как ясно из стиха: «Но никакой необрезанный не должен есть ее (пасхальную жертву – ягненка)».(3)
Окунание: Позже, у подножия горы Синай, как говорит нам Тора: «И взял Моше крови, и окропил народ, и сказал: “Вот кровь союза, который заключил с вами Бог о соблюдении всех законов этих”, — это была кровь жертвоприношения и такова была подготовка к принятию Торы и становлению еврейского народа.(4) Наши мудрецы упоминали: «Никогда не окропляй без погружения».(5) Кроме того, мы находим, что перед дарованием Торы Бог говорит Моше: «Иди к народу и освящай его сегодня и завтра, пусть выстирают одежды свои, чтоб быть готовыми».(6) Согласно традиции, выстирывание одежд, упоминающееся в этом стихе — это повеление погрузиться в микву.
Жертва: Третье, что сделал еврейский народ перед полным обращением, — это принес жертву на горе Синай.(7)
Бейт Дин (Еврейский Суд): Кроме того, сыны Израиля находились под наблюдением раввинского суда, как говорится в стихе: «И повелел Я судьям вашим в то время, сказав: «Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо каждого с братом его и с пришельцем [гером, «обращенным»], его».(8)
На духовной ноте
Наши мудрецы говорят, что новообращенный — это тот, у кого всегда была еврейская душа. Вот почему Талмуд называет гера «обращенным, прошедшим процедуру обращения», а не «неевреем, прошедшим процедуру обращения». Другими словами, все геры по сути всегда были с еврейской душой.
Кроме того, наши мудрецы сравнивают прошедшего гиюр с новорожденным. Процесс рождения человека — это невероятное чудо, максимально приближающее нас к возможности прикоснуться к божественности. Но в то же время это довольно болезненный опыт, и иногда кажется, что роды не кончатся никогда. Держитесь, как это делает роженица. Результаты того стоят.
Сноски
- Для обзора основных принципов см. Вавилонский Талмуд, Йевамот, 46a – 49б и Бехорот, 30б; МишнехТора, Хилхот Исурей Биа, главы 13–14; Тур, Шулхан Арух и Арух ха-Шулхан, Йоре Дэа, 268–269.
- Бемидбар, 15:15-16; Талмуд, Керитот, 9а
- Шмот, 12:48.
- Шмот, 24:8.
- Существуют и другие обстоятельства в Торе, когда соедует провести процедуру окропления, например, во время очищения, необходимого после контакта человека с трупом (Бемидбар, 19:18), а также очищения прокаженного (Ваикра, 14:7). В этих случаях одного лишь окропления недостаточно, чтобы очистить человека, и тому, кто стремится очиститься, необходимо еще погрузиться в микву (Бемидбар, 19:19, Ваикра, 14:8). Это подтверждает мнение о том, что погружение было необходимо и для окропления на горе Синай.
- Шмот, 19:10.
- Шмот, 24:5.
- Дварим, 1:16; Талмуд, Йевамот, 47a.