Почему написано, что пророк Йона хотел скрыться от лица Б-га? Как пророк мог пытаться такое сделать? Ведь он знает истинное положение вещей, что «…вся земля полна Славы Его» (Йешаяу 6, 3). Таршиш, куда убежал Йона, — что, специальное какое-то особое место, где как будто нет Божественного Присутствия?
Наши мудрецы уже задавали этот вопрос. Мехильта («Мэхильта дэ-раби Ишмаэль», парашат Бо) спрашивает: как можно объяснить, что пророк Йона хотел сбежать от Б-га? Ведь царь Давид говорит (Тэилим 139, 7—10): «Куда от Тебя убегу? Поднимусь ли в небеса — там Ты, постелю ли (себе) в преисподней — вот Ты! Возьму ли крылья утренней зари, поселюсь ли на краю моря, И там рука Твоя поведет меня и держать меня будет десница Твоя». А пророк Зехарья говорит (4, 10): «…очи Господа, блуждают они по всей земле». И так же сказано в книге Мишлей (15, 3): «На всяком месте очи Господа: видят злых и добрых».
Объясняет Мехильта: Йона, несомненно, знал, что Творец пребывает везде, в любом месте. Он хотел бежать не от Самого Творца, а от пророчества. Он знал, что неевреи раскаиваются в своих грехах легче, чем евреи. Поэтому пытался «сбежать», уклониться от пророчества, чтобы не получилось осквернения Имени Всевышнего: жители Нинве раскаются после одного пророчества, в то время как евреи, народ, который Б-г избрал, не раскаиваются даже после многих пророчеств.
Для этого Йона решил бежать за пределы Земли Израиля, где пророчество невозможно, и выбрал Таршиш (море, которое находится за пределами Израиля). Мехильта говорит: после того, как Земля Израиля была избрана Творцом (а это произошло после того, как туда вошли евреи), пророчество возможно только там, поскольку только там у человека есть возможность достичь высшего духовного уровня — уровня пророчества.