На протяжении многих поколений великие мудрецы Торы достигали таких духовных высот, что обычные миряне поражались уровню совершенства, которое им удавалось достичь. В статьях из серии «Великаны духа» мы приводим как пример этому несколько отрывков из книги рава Замира Коэна «Человек и его вселенная».
На этот раз история, в которой повествуется о рабби Исроэле Салантере.
Один молодой человек хотел обучиться и стать профессионалом в области ритуального убоя животных. Он так же знал, что получение аттестата от знаменитого раввина может стать для него пропуском в успешную карьеру. К сожалению, этот молодой человек не был хорошо воспитан. Он сел в поезд и поехал в город Салант. В конце его каюты сидел пожилой человек, который читал книгу. Где-то в середине пути мужчина попросил этого еврея закрыть окно, так как холодный воздух, проникавший снаружи, беспокоил его. Несмотря на то, что молодой человек был способен сделать это сам, пожилой человек встал, закрыл окно и вернулся к своей книге.
Через несколько минут молодой человек обратился к старцу во второй раз. Теперь в салоне было слишком душно и потому он попросил старика снова открыть окно. Без лишних слов пожилой мужчина встал и снова открыл окно.
На протяжении всего пути юноша постоянно беспокоил пожилого человека своими назойливыми просьбами, проявляя тем полнейшее к нему неуважение.
Когда они прибыли к месту назначения на обочине толпилось большое скопление людей, дожидавшихся прибытия поезда.
Выйдя из вагона, молодой человек спросил прохожих, чего они ждут и ему ответили, что их любимый раввин — Исроэль Салантер, возвращается этим поездом из Парижа, куда он ехал, чтобы воодушевить еврейскую общину Франции. К своему великому удивлению он обнаружил, что пожилой человек, которому он неоднократно причинял неудобства, был не кто иной, как великий раввин Исроэль Салантер — тот самый, у которого он хотел получить удостоверение!
Смущенный молодой человек оставался в своем гостиничном номере на протяжении следующих нескольких дней, не осмеливаясь пойти на встречу. Через некоторое время он подумал: «Раввин известен как святой человек. Если я проделал весь этот путь, я должен, по крайней мере, подойти к нему и узнать, не согласится ли он предоставить мне сертификат, несмотря на мое поведение.» Войдя в кабинет раввина, он разрыдался и стал извиняться за случившееся. «Я не знал, что вы почетный раввин…» — сказал он.
«Знай», ответил Рабби Исроэль, «что я уже простил тебя в момент происшествия инцидента, но ты, со своей стороны, должен поработать над усовершенствованием своих черт характера… Помимо этого, есть ли еще что-либо, чем я мог бы тебе помочь?»
«Да!» — сказал робко юноша, «я проделал весь этот путь, чтобы получить у Вас аттестацию для работы шохетом».
«Замечательно. Я проверю твои знания прямо сейчас!» — решил мудрец. Раввину не потребовалось много времени для понимания, что молодой человек был полным невеждой и ничего не знал о правилах шхиты.
«Не волнуйся, тебе осталось лишь немного подучиться!» — заявил великий раввин.
Далее раввин обратился к местному знатоку Торы и попросил его обучить молодого человека. Затем он позаботился о том, чтобы юноша принял участие в лекциях по мусару, которые мудрец читал, с тем, чтобы молодой человек усовершенствовал свой характер во время обучения для получения желаемого им аттестата.
Ученики рав Исроэля как-то спросили у него, почему он не отправил юношу обратно, когда стало ясно, что молодой человек не подходит для данной работы. Раввин ответил, что именно из-за того, что произошло меду ними, он хотел удостовериться, что не таит внутренней обиды на молодого человека. И как раз-таки по этой причине он сделал для него больше, чем бы сделал для любого другого человека на его месте.
Примечание рава Куклина:
Думаю, что и для себя мы можем выучить из этой истории важный урок: если кто-то причинил нам зло, мы со своей стороны должны постараться «воздать» ему добром. Таким образом сможем искоренить обиду на него из нашего сердца. И подобное сказали мудрецы (Талмуд, трактат Бава Мециа 32б): «если человек увидел, что осла друга надо разгрузить, а осла ненавистника навьючить ‒ заповедь сначала заняться ослом ненавистника». И это для того, чтобы побороть свое дурное начало и перестать питать к нему ненависть.