«Тем, кем довольны люди, доволен Бог. Но тем, кем люди недовольны, недоволен и Бог».
Пиркей Авот
Тем, кем довольны люди, доволен Бог.
Вот как разъяснял это наш учитель раби Овадья из Бартенуры: «Тот, кого любят люди внизу, может быть уверен, что его любят и наверху, как сказано: “И нашел приязнь и доброе отношение в глазах Б-га и людей”». И это согласно сказанному
(Йома 86а): «“И люби Бога твоего” – делай так, чтобы благодаря тебе Имя Бога было любимо людьми. О том, кто учит Тору, помогает мудрецам и приветливо общается с людьми, говорят: “Счастлив его отец, научивший его Торе, счастлив его наставник, научивший его Торе. Смотрите, как прекрасно ведет себя такой-то, изучающий Тору, как правильны его поступки!” О нем сказано в Торе: “И сказал мне: “Ты раб Мой, Израиль, благодаря тебе Я прославляюсь”». И смотри (Сукка 49б): «Сказал раби Ханина: о том, кого любят люди, известно, что он богобоязненный человек, как сказано: “И милость Бога на веки веков на трепещущих перед Ним” (Теилим 103:17)».
Тем, кем довольны люди.
О нем сказано (Ктубот 105б): это изучающий Тору человек, которого люди любят не из-за его особых качеств, а из-за того, что он не порицает их в отношении их обязанностей перед Богом. Отсюда мы учим, что люди, о которых идет речь в этом высказывании, – это праведные, соблюдающие Тору люди. И так писал раби Ицхак бар Шломо из Толедо в своем комментарии к трактату «Авот»: «Человек ни в коем случае не должен льстить злодеям, а высказывание “тем, кем довольны люди, доволен Бог” не говорит о злодеях. Ведь сказано (Сота 42а), что льстецы не удостоятся увидеть Шхину, как сказано: “Ведь не предстанет перед Ним льстец”. И о нем сказано: “Говорящего нечестивому:
“Ты праведник” проклянут народы, разбранят люди” (Мишлей 24:24). Обязательно следует вежливо объяснить такому человеку, что так делать нельзя. И, как сказано в следующем стихе (Мишлей 24:25): “А увещевающим будет приятно, и придет на них доброе благословение”». Маараш Альгази разъяснял в книге «Меулефет Сапирим», что эти два стиха находятся рядом, поскольку хотя и нельзя льстить злодеям, если это делается с целью начать беседу, чтобы попытаться приблизить нечестивца к Торе, например: «Ты умный, справедливый человек, и многие тебя уважают; тебе не подобает поступать так-то (как запрещено Торой)», то в этом случае льстить можно. Поэтому и сказано: «А увещевающим будет добро» – следует говорить приятные слова, которые собеседник захочет услышать. Так же объясняли и сказанное: «Не увещевай злодея, чтобы не возненавидел тебя. Увещевай мудрого, и он будет тебя любить» – не говори ему, что он злодей и нечестивец, ведь тогда человек не пожелает тебя слушать. Следует увещевать так: «Ты умный, вежливый, культурный человек. Не подобает тебе поступать так-то, вразрез с Торой».
Но тем, кем люди недовольны, недоволен и Б-г.
И об этом также сказано (Йома 86а): «О том, кто учит Тору и помогает мудрецам, но неприветлив с людьми, говорят: “Горе ему, что он учил Тору! Горе отцу его, научившему его Торе, горе наставнику его, научившему его Торе. Смотрите, как безобразно ведет себя такой-то, как отвратительны его поступки!”» И сказано: «Говоря им: это народ Б-га, а из страны Его изгнаны» (Йехезкель 36:20). Раши разъясняет, что здесь говорится об осквернении Имени Б-га. Ведь когда известный человек, изучающий Тору, прилюдно совершает грех, и у него происходят неприятности, люди говорят: «Чем помогла ему его Тора?! Он учен и праведен, но его всё равно настигла беда!», как сказано: «И осквернят святое Имя Мое». Чем осквернят? Тем, что народы, среди которых евреи оказались в изгнании, говорят: «Смотрите, это народ Б-га, но Он не смог спасти его от изгнания». И этим оскверняется Имя Всевышнего и уменьшается почитание Его. «И приводится (Санедрин 103б) высказывание Реш Лакиша: «Что означает сказанное: “И не будет доступен злодеям свет, и рука вознесенная сокрушена будет” (Иов 38:15)? В слове “злодеям” – решаим () – в тексте Торы буква аин написана над строчкой, и без нее можно прочитать слово как рашим – “несчастные”. Это потому, что, поскольку человек стал несчастным ( – без буквы аин) внизу (так как у него есть ненавистники, и люди недовольны им. – Раши), он становится несчастным и наверху (так как известно, что и на небесах его ненавидят. И если из слова – злодеи – убрать выпадающую букву аин, получится – несчастные, во множественном числе: на земле и на небесах. – Раши)».