Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Кого еврейский закон обязывает отправляться в ссылку?

Обязанность отправляться в ссылку

Если человек ненамеренно убил другого, то, спасаясь от мести родственников убитого, которых Тора называет кровомстителями, он вынужден был оставить семью, место, где живет, и бежать в один из городов-убежищ – туда, где закон гарантировал ему безопасность. Однако это была не только личная необходимость, но и обязанность, предписанная законом. Фактически города-убежища были местами ссылки, оставаться в которой убийца был обязан до тех пор, пока не умрет первосвященник.

Связь со смертью первосвященника здесь не случайна: он молился за народ, и его молитвы должны были защитить евреев от непреднамеренных убийств, но, если такие убийства все-таки случались, это означало, что молитва первосвященника была недостаточно совершенна.

Источник этой заповеди

Сказано в главе Масей (Бемидбар, 35:9-34):

«И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: «Говори сынам Израиля и скажи им: когда перейдете вы через Иордан в страну Кнаан, то назначьте себе города: городами для убежища будут они у вас. И убегать будет туда убийца, убивший человека неумышленно. И будут у вас города эти убежищем от кровомстителя, дабы не погиб убийца прежде, чем предстанет пред обществом на суд. Из городов, которые вы дадите, шесть городов должны быть для убежища у вас. Три города назначьте по эту сторону Иордана, и три города назначьте в стране Кнаан; городами для убежища будут они. Для сынов Израиля и для пришельца, и для поселенца среди них будут эти шесть городов убежищем, чтобы мог убежать туда всякий, кто убил человека неумышленно. Если железным орудием ударил человек кого-либо, и тот умер, то он убийца: смерти будет предан такой убийца. А если камнем в руке, которым можно убить, ударил он его, и тот умер, то он убийца; смерти будет предан такой убийца. А если деревянным орудием в руке, которым можно убить, ударил он его, и тот умер, то он убийца, смерти будет предан такой убийца. Кровомститель сам может умертвить убийцу; встретив его, сам может умертвить он его. А если по вражде толкнет кого-либо или бросит в него что-либо с умыслом, и тот умрет, или злонамеренно ударит он его рукой, и тот умрет, — смерти будет предан ударивший, убийца он. Кровомститель может умертвить такого убийцу, встретив его. Если же нечаянно, без злого умысла толкнул он его или бросил в него какой-либо предмет без умысла, или какой-нибудь камень, которым можно убить, не видя бросил он в него, и тот умер, а он не враг ему и не желает ему зла, то рассудить должно общество между убившим и кровомстителем по этим законам. И спасти должно общество убийцу от руки кровомстителя, и возвратит его общество в город убежища его, куда он бежал, и там он должен оставаться до смерти первосвященника, которого помазали священным маслом. Если же выйдет убийца за пределы города убежища своего, куда он убежал, и найдет его кровомститель вне пределов города убежища его, и убьет кровомститель убийцу, то на нем нет кровной вины. Ибо в городе убежища своего должен тот оставаться до смерти первосвященника, а после смерти первосвященника может возвратится убийца в страну владения своего. И будет это у вас установлением законов для всех поколений ваших во всех местах проживания вашего. Всякий, кто убил человека, — по показанию свидетелей убивают такого убийцу. Один же свидетель не может давать показания против человека, чтобы осудили его на смерть. И не берите выкупа за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан. И не берите выкупа за убежавшего в свой город убежища своего, чтобы возвратиться ему на жительство в страну прежде, чем умрет первосвященник. И не оскверняйте страну, в которой вы находитесь, ибо кровь оскверняет страну, и стране не искупиться от крови, которая в ней пролита, разве только кровью пролившего ее. И не оскверняйте страны, в которой вы живете, в которой Я обитаю, ибо Я, Бог, обитаю среди сынов Израиля».

Цель ссылки

Данный закон одновременно решал три проблемы:

1) это было наказание убийце за его халатное отношение к жизни других людей;

2) отдалившись от той обстановки, в которой жил, убийце представлялась возможность исправиться и начать с большей осторожностью относиться к жизни других людей, а также вдумчивей и ответственней к своей. Ведь, оказавшись вдали от близких, на новом месте, в новой среде, в окружении людей, отягченных подобной же виной, постоянно ощущая бремя наказания (ни в коем случае нельзя выйти за пределы города-убежища), человек не мог не задуматься и остаться таким же, как и был;

3) и наконец, нахождение в городах-убежищах давало возможность сохранить свою жизнь, поскольку родственники убитого имели право отомстить за пролитие крови, убив убийцу, если тот оказывался вне пределов города-убежища.

Какое убийство искупалось изгнанием?

Есть три вида неумышленного убийства и только за один вид полагалось изгнание.

Вот эти три вида.

Убийство по ошибке. Речь идёт о ситуации, в которой человек в чем-то проявил неосмотрительность, и, судя по результату, оценить его поступок просто как халатность невозможно. Иначе говоря, он совершил что-то, что по своей сути не представляет опасности и, тем не менее, не исключает ее полностью, а потому потенциально она существует.

Поскольку так, человек должен был проявлять большую осторожность и предусмотрительность, в связи с чем ему полагалось наказание изгнанием. В этом случае кровомстителю разрешалось убить убийцу, если тот вдруг окажется за пределами города-убежища.

Непредвиденное убийство. Человек совершил какой-то поступок, предвидеть опасность которого было невозможно, и поэтому он не был обязан проявлять осторожность. Однако несмотря на это по непредвиденным обстоятельствам произошло кровопролитие. В этом случае убийца не несет никакой ответственности за убийство; его не наказывают изгнанием и родственнику убитого запрещено убивать такого убийцу, где бы тот ни находится.

Убийство по халатности. Человек совершил опасный поступок, не предприняв подобающие меры предосторожности, что привело к чьей-то смерти. Такой преступник не подлежит изгнанию, потому что оно не дало бы ему искупления — настолько тяжело его злодеяние. Города-убежища защищают только того, кому положено изгнание, но этому убийце оно не полагается и потому там он не был бы защищен.

Каким образом происходит изгнание?

Сразу после того, как было совершено убийство, тот, кто убил непреднамеренно, как и тот, кто убил умышленно, бежали в город-убежище, чтобы уберечь свою жизнь от рук кровомстителей. Суд того города, где было совершено убийство, посылал за убийцей и его оттуда доставлял на суд. Заслужившего смертную казнь казнили; заслуживающего оправдания оправдывали и отпускали; а того, кому полагалось изгнание, возвращали в город-убежище, из которого привели.

До каких пор надо было находиться в городе-убежище?

Убийца должен был оставаться в городе-убежище до той поры, пока умрет первосвященник, в период служения которого он был приговорен к изгнанию.

В Талмуде сказано, что матери первосвященников из опасения, что беглецы будут молиться о смерти их сыновей, обеспечивали их едой и одеждой.

Убийца возвращался из города-убежища не только после смерти первосвященника. Смерть коэна, помазанного для войны, тоже освобождала его от ссылки.

Разрешалось ли убийце выйти из города-убежища раньше?

Изгнанник не имел права выйти из города-убежища ни под каким предлогом, даже для того, чтобы выполнить заповедь, или чтобы дать свидетельские показания, как в имущественной тяжбе, так и в деле, когда обвиняемому грозила смертная казнь. Даже если своими показаниями он мог бы спасти человека от казни. А также для того, чтобы спасти кого-то от разбойников или вытащить утопающего из реки, или спасти кого-то из пожара, а может, из-под обвала — все равно он не имел права выйти за пределы города.

В наше время

В наше время этот закон не актуален. Нет ни Санедрина, ни городов-убежищ. Дай Бог, чтобы Санедрин вскоре был, но больше не было убийц!

Была ли эта информация полезной?

Да (4)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому