«Тремя коронами увенчан Израиль: короной Торы, короной храмового служения и короной царствования. Короны храмового служения удостоился Аарон…, короны царствования удостоился Давид…, корона Торы ожидает каждого…; каждый, кто захочет, пусть придет и возьмет».
Рамбам
Имеется в виду, что есть три замечательных достоинства, которыми одарил Творец наш народ; два из них передаются по праву династии, а третье доступно каждому еврею. Рамбам пишет, что корона Торы – наиболее важная из трех корон. Он приводит этому доказательство из книги Мишлей, где Тора говорит про себя: «Мной будут царствовать цари, и владыки издавать справедливые законы».
Талмуд (Йома, 72 б) утверждает, что этим трем коронам соответствовало в Храме три венца: венец на ковчеге, венец на столе приношения и венец на жертвеннике.
Мишна в трактате Пиркей Авот (4, 13) также упоминает эти три короны, однако там сказано, что есть дополнительная корона – корона доброго имени (т.е. корона добрых дел). И так сказано там: «Раби Шимон говорил: есть три короны: корона [знатока] Торы, корона коэна и корона царя – но корона [обладателя] доброго имени возвышается над ними». Мидраш уточняет: такой короне соответствовала менора.
Данная Мишна нуждается в прояснении: поскольку есть еще корона доброго имени – выходит, что всего существует четыре короны. Если так, почему же Мишна утверждает, что корон три?
Также нужно понять, почему этой короне соответствовала менора? Ведь на меноре не было никакого венца.
«Решит Хохма» поясняет, что все вышеупомянутые короны являются коронами только благодаря короне доброго имени. Потому что если коэн, или царь, или изучающий Тору, не ведут себя подобающе, их достоинства не будут считаться истинными достоинствами, и их доброе имя будет невозможно считать короной. Таким образом, выходит, что корона доброго имени не является короной сама по себе, а является как бы «пробным камнем» для всех других корон и только в силу этого получает имя короны. Мишна же, сообщая о том, что есть три короны, говорит о коронах, которые являются коронами сами по себе.
Именно по этой причине у меноры не было венца – ведь корона доброго имени не является короной сама по себе. Однако свет меноры озарял остальные венцы и, тем самым, открывал их важность и значимость.