«И прилетел к нему голубь под вечер, и вот – оливковый лист сорвал он клювом своим. И узнал Hoax, что убыли воды с земли»
(Берешит 8:11).
Наши мудрецы объясняют (Эрувин, 18б), что оливковым листом голубь желал намекнуть, что лучше ему получать пропитание из рук Творца, даже если оно будет горькое как оливковый лист, и не зависеть от плоти и крови, даже если его пища будет сладкой как мед. Причина этого кроется в том, что тот, кто зависит только от Творца и надеется только на Него, несравненно ближе к Нему, нежели кто-то другой. А что может быть большим совершенством и большим счастьем, нежели близость к Творцу? Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (1-ая глава) пишет следующее: «Истинное совершенство заключается только в причастности к Нему, благословенно имя Его, как говорил царь Давид (Теилим, 73:28): “Для меня же близость Всесильного – благо”. И нет ничего хуже, чем быть далеким от Творца».
В главе Берешит сказано, что змей был проклят тем, что его пищей будет прах земной. Казалось бы, это не проклятие, а большое благословение, ведь где бы он ни находился, ему доступно пропитание. Но именно в этом и состоит проклятие, ведь он не чувствует зависимости от Творца и поэтому далёк от Него.
Сказал царь Шломо (Мишлей, 10:28): «Упование праведников – радость». Каким образом упование связано с радостью? Чтобы ответить на этот вопрос, приведём утверждение Маараля («Нетивот а-Олам», 1:4 и в других местах), что радость всегда связана с достижением совершенства (точно так же, как и грусть всегда связана с недостатком и убытком). Рамхаль в книге «Дерех Ашем» (1:1) пишет, что истинная суть Г-спода совершенно непостижима, и «только то известно о Нем, что Он существует и что Он совершенен всеми видами совершенства, и нет в Нем абсолютно никакого недостатка». У нас, евреев, есть возможность в определенной степени достичь совершенства Творца, а это возможно путем близости к Нему. Праведники, уповая во всем на Творца, ощущают благодаря этому несравненную близость к Нему, и тем самым обретают Его полноценность, что вызывает у них огромную радость.