Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем вся жизнь в будущем мире.
Пиркей Авот
Хафец Хаим говорил, что этот мир – это мир действия, и предоставляет возможность добиться великих достижений и подняться даже выше, чем ангелы. И уже сказали мудрецы (Эрувин 22а): «И соблюдай заповедь, законы и постановления, которые Я велел тебе сегодня выполнять» – сегодня выполнять, а завтра – получить награду за них. И сказано (Хулин 91б): «Народ Израиля любим Всевышним больше, чем ангелы. Ведь сыны Израиля могут петь хвалу Всевышнему в любое время, а ангелы нет». В любое время дня человек может благословлять Всевышнего и говорить с Ним. “Благословен Ты…”: в молитве, при произнесении благословений на вещи, доставляющие удовольствие и на выполнение заповедей, как сказано: «Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое вовеки». Но в мире душ нет этого, как сказано: «Не будут восхвалять Б-га умершие», и «Разве будет благодарить Тебя прах, разве будет говорить Твою правду?»
И это – то, что сказал Мар Шмуэль раву Йеуде (Эрувин 54а): «Хватай и ешь, хватай и пей. Ведь этот мир, который мы покинем, похож на свадебный пир». Это похоже на то, как очень богатый человек устраивает трапезу в честь свадьбы единственного сына. Столы у него ломятся от самых изысканных яств, и каждый, кто приходит на трапезу, чтобы разделить радость богача, бесплатно получает всё, что только он пожелает поесть и попить. Но после окончания трапезы уже никто не может получить этих яств бесплатно.
Так и этот мир похож на свадебный пир. Сегодня человек может “есть и пить” духовную пищу – Тору, заповеди и добрые дела (комментаторы говорят, что слова: “Хватай и ешь, хватай и пей” относятся к Торе и заповедям, как писал рав Хида (Хаим-Йосеф-Давид Азулай) в книге «Дварим Ахадим»[1], и как сказано в Мидраш Раба Коэлет на стих: “И хвалил я радость”, что всякое упоминание еды и питья в книге Коэлет подразумевает Тору и добрые дела). А в будущем мире будет уже поздно, ведь сказано: “сегодня выполнять”, а не завтра.[2]
Гаон раби Давид Лурье рассказывал, что Виленский гаон в последние минуты жизни, перед тем как его святая душа покинула тело, держал в руках кисти цицит и плакал: «Как тяжко расставаться с этим миром, миром действия, где, выполняя даже такую легкую заповедь, как цицит, я удостаиваюсь видеть Шхину![3] И сразу Шхина предстает перед человеком. А где можно найти такую заповедь в мире душ?!”[4]
[1] Лист 62, стр. 1.
[2] Книга «Хафец Хаим», том 3, стр. 1042.
[3] Как приводится в Менахот 43б и в Шулхан Арух, раздел «Орах Хаим», глава 24, пункт 6.
[4] «Толдот а-Поским», стр. 26.