Человек, который прожил 969 лет
Авраам Бергштейн
Метушелах (Мафусаил), сын Ханоха (Еноха),(1) был выдающейся духовной личностью в эпоху до Всемирного Потопа. Продолжительность его жизни — самой длинной в истории Торы(2)—составила 969 лет.(3)
Имя
Его имя, Метушелах, — это сокращение слов «матаим шлошим» (двести тридцать), относящихся к числу притч,(4) с помощью которых он восхвалял величие Всевышнего.(5) Так же это имя может подразумевать, что на мече его владельца было выгравировано непроизносимое имя Бога.(6)
Духовный рост
Наряду с Адамом, Шетом (сыном Адама), тремя праотцами (Авраамом, Ицхаком и Яаковов) и царем Давидом, Метушелах был одним из семи пастырей,(7) то есть духовных лидеров своих эпох.(8)
Талмуд учит, что, кроме того, Метушелах был одним из семи человек, чьи годы совпадали с годами жизни Адама, первого человека.(9) Он находился под его опекой целых 243 года.(10)
Каббалисты отмечают, что Метушелах был посвящен в тайны мистических учений и идеи эзотерики, которые ему раскрыли избранные мистики его времени,(11) a также обладал уникально возвышенной божественной душой.(12)
Жизнь и смерть
Хотя Метушелах жил в эпоху, предшествующую Всемирному Потопу, когда образ жизни людей был настолько разрушительным, что привел к такому наказанию с Небес,(13) сам он оставался исключительно праведным.(14) Он даже пытался взывать к сердцам людей своего поколения, чтобы привести их жизнь в соответствие с высшими нравственными ценностями, но все безрезультатно.(15)
Метушелах умер от естественных причин прямо перед началом Потопа,(16) 11-го числа месяца Хешван.(17)
Наследие
После его смерти люди устроили семидневный траур,(18) на время которого Всевышний даже отложил начало Потопа из уважения к праведности покойного.(19)
Мидраш учит, что Бог был настолько удовлетворен тем, какая честь была оказана Метушелаху после его кончины, что в течение этих семи дней изливал на землю мощный поток духовного света (то есть возвышенное Божественное понимание), которое могло ощутить все человечество.(20)
Столь глобальный траур был вызван тем, что люди осознали масштаб духовной утраты, ощущаемой на всех уровнях мироздания — великий до такой степени, что даже ангелы восхваляли Метушелаха и проливали немало слез из-за его смерти.(21)
Согласно некоторым каббалистическим источникам, душа Метушелаха в дальнейшем пришла в этот мир снова, воплотившись в теле пророка Элияу.(22)
Сноски
- Берешит, 5:21.
- См. Абарбанель, Берешит, 5, ха-Деруш ха-Бейт, где объясняется, что продолжительность жизни Метушелаха на 39 лет дольше, чем у Адама, благодаря скромности, которую он проявлял при жизни, и отчасти из-за того, что он женился позже.
- Берешит, 5:26.
- См. также Сефер Кушийот Ло Нода Леми, 318, примечание 860, где указывается на арамейский перевод слова мешалим (притчи) — матлайя — и его общих согласных с именем Метушелах.
- Ялкут Шимони, Берешит, 42.
- Мидраш Агада, Берешит, 5:25. Ялкут Реувени, Бехора, 2: «Отсюда его имя Метушелах, объединенное Мет-Ушелах, что означает «смерть и отправление» и указывает на его способность побеждать силы зла». Однако Аризаль (Шаар ха-Псуким, Парашат Берешит) указывает на стих в Диврей ха-Ямим II (23:10), «וְאִ֣ישׁ שִׁלְח֣וֹ בְיָד֗וֹ» – «Каждый человек с оружием («шилхо») наготове», благодаря которому можно сделать вывод, что «Мету-шелах» — это имя, связанное с владением этим человеком своего рода духовным оружием.
- Сукка, 52б.
- Маарша, там же. Причина, по которой они характеризуются как пастухи, состоит в том, что большая часть из них — семь человек — упомянутая в Талмуде, были пастухами в буквальном смысле.
- См. Бава Батра, 121б: «Мудрецы учили: семь человек за всю свою жизнь увидели весь мир, т. е. их жизни охватили всю человеческую историю. Метушелах видел Адама живым».
- Седер Олам, 1.
- Эмек за-Мелех, Вступление. См. также Кузари, 1:95.12.Шефа Таль, ха-Кдама Бен Меа Шана.
- Берешит, 6:11-13.
- Ялкут Шимони, там же.
- Зоар, Берешит, 56a.
- См. Седер Олам, 1: «Метушелах исчерпал свои дни перед Потопом». Ср. с Ялкут Реувени, Берешит, 680, где приводится другая точка зрения, предполагающая, что он умер через 14 лет после Потопа. См. однако Коэлет Яаков, где говорится о том, что точка зрения Талмуда считается доминирующей.
- Сангедрин, 108б.
- Сангедрин, там же.
- Берешит, 7:4; Раши там же. См. также Авот ди-рабби Натан, 32:1.
- Берешит Раба, 3:6. Обычно этот свет был предназначен исключительно для использования праведниками в будущем мире. См.также Йефе Тоар, там же.
- Ялкут Шимони, там же.
- Ялкут Реувени, Элияу.