Вопрос
Может ли женщина произнести благословение и «вывести» этой своей брахой мужчину, и, если да, в каких случаях?
Ответ
Если человек говорит какое-то благословение не только для себя, но и для других или именно для других, в том числе мужчин, намереваясь тем самым «вывести» их (т.е. чтобы благодаря этому они выполнили обязанность сказать данное благословение), а они прислушиваются к благословению, намереваясь благодаря ему «выйти» (т.е. выполнить обязанность сказать данное благословение) и отвечают «амейн», то они таким образом выполняют свою обязанность сказать благословение.
При этом важно подчеркнуть: хотя, услышав благословение, следует ответить «амейн», если слушающий все же не ответил, но, когда слушал, имел ввиду «выйти», он все же выполняет свою обязанность, даже не отвечая «амейн».
Говоря благословение, мужчина может «вывести» женщину, а женщина – мужчину. Но есть нюансы. Женщина может «вывести» мужчину, только если ее обязанность говорить это благословение такая же, как у мужчины. Однако, если женщина не обязана говорить это благословение, а мужчина обязан, либо обязанность женщины говорить это благословение основана на постановлении мудрецов, а обязанность мужчин — из Торы, женщина не может «вывести» мужчину.
Приведу пример. Согласно Шульхан Арух, женщина не может «вывести» мужчину в благословении Биркат а-мазон. Причина в том, что мужчина обязан говорить это благословение по закону Торы, а что касается женщины, мнение Талмуда здесь не однозначно, по закону Торы она обязана это говорить или согласно постановлению наших мудрецов.