Вопрос:
Шалом, рав Реувен!
У меня к Вам вопрос. На не еврейский хлеб не говорят браху перед его употреблением и биркат амазон после?
Ответ:
Правило гласит: если человек намеренно ест запрещенную пищу (даже запрещенную мудрецами), – ему запрещено произносить благословение перед и после трапезы.
Поэтому, для того чтобы понять, говорят ли благословения на не еврейский хлеб или нет, нам прежде всего следует понять, разрешено ли есть такой хлеб.
Наши мудрецы, стараясь избежать ассимиляции, помимо других запретов, запретили евреям есть хлеб, выпеченный не евреем (Этот запрет называется «Пат акум«). При этом, если не еврей печет хлеб не для себя, а на продажу, такой хлеб не запрещен. (Все же в тех местах, где есть еврейский хлеб, стоит покупать именно его).
Выходит, что, если нет другого выбора, разрешено есть хлеб, испеченный в не еврейской пекарне.
Однако это разрешается только при условии, что известно, что хлеб не включает в себя не кошерных ингредиентов. Если же это неизвестно, такой хлеб есть нельзя и, если еврей его все же ест, ему не следует говорить на него благословения ни перед его употреблением, ни после.