ВОПРОС:
Уважаемый раби,
Если с человеком случилось чудо, можно ли рассказать об этом другим, это не гордость? Со мной бывало, что я молился, и Всевышний отвечал мне — просьба сбывалась. Как быть? Я стараюсь соблюдать заповеди, если я расскажу, сразу начнут думать что я праведник, а я таковым не являюсь.
ОТВЕТ РАВВИНА:
Талмуд в трактате Хулин (89, 1) говорит, что различие между праведником и грешником особенно заметно в час, когда Всевышний посылает величие. Праведники в это время «умаляют» себя. Так было, когда Всевышний даровал величие Аврааму. Авраам сказал: «…я прах и пепел» (Берешит 18, 27). Когда Всевышний даровал величие Моше и Аарону, они сказали: «…а мы что?» (Шмот 16, 7). Даровал величие Давиду, а Давид сказал: «Но я — червь, а не человек…» (Тэилим 22, 7).
Грешники же, когда Всевышний возвышает их, исполняются гордости. Фараон сказал: «Кто Господь, чтоб я послушал голоса Его?..» (Шмот 5, 2). Санхерив сказал: «Кто из богов всех этих стран спас страну свою от руки моей, чтобы спас и Г-сподь Иерусалим от руки моей?» (Млахим II, 18, 35). И Невухаднецар: «Взойду я на высоты облачные, уподоблюсь Всевышнему» (Йешаягу 14, 14).
Это различие связано с тем, что праведники рассматривают всё происходящее с ними как милость Всевышнего. И чем больше милость, тем «меньше» кажутся они себе, тем менее достойными этой милости. Поэтому и «умаляют» себя. И такова же текст благословения, которое произносит тот, кто удостоился чуда: «Благословен Ты, Всевышний, Царь Вселенной, Воздающий добром — недостойным этого, Который послал мне благо». Грешники же рассматривают любое благо, которое посылает Б-г, как положенное им по праву, поэтому и возвышают себя.
Человек, с которым произошло чудо, может «прославить чудо», рассказав о нём другим людям, — при условии, что воспринимает это чудо как «благо, посланное недостойному». Если же человек чувствует, что, рассказывая о чуде, может возгордиться, то лучше не рассказывать.