Жил-был король. И была у него во дворце любимая комната. Как-то захотелось ему придать ей новый облик. Для этого он пригласил трех именитых художников, каждому из которых по замыслу владельца предстояло украсить одну из трех стен. Чтобы заплатить живописцам за работу, король приготовил три весьма увесистых мешочка, полных золотых монет.
Самый большой из этих мешочков должен был достаться мастеру, который нарисует самую совершенную картину. Мешочек чуть поменьше предстояло получить второму, чья картина будет немного уступать первой по красоте. Ну а меньший мешочек, хотя и немаленький, по логике вещей предназначался третьему художнику. Царь отвел на всю эту работу тридцать дней.
Все трое художников были счастливы получить королевский заказ, ведь это и деньги, и слава! Окрыленные такой удачей, они разошлись по домам, чтобы поскорей обдумать свои проекты.
Рано утром следующего дня один из художников уже был во дворце и аккуратно раскладывал в любимой комнате короля все необходимое для работы. Для своего будущего шедевра он выбрал стену напротив окон. Покрывая ее грунтовкой, он думал о том, что у него есть всего тридцать дней, в течение которых надо успеть продумать и изобразить что-то невиданное. Так он приходил каждый день и вдохновенно работал с раннего утра до поздней ночи, оттачивая каждую деталь своего творения.
Минула неделя, а двое других художников еще не появились во дворце. За это время первый уже начал переносить на стену свой затейливый эскиз. И тут наконец появился второй художник. Понимая, что у него осталось только двадцать три дня, он немедленно приступил к работе, выбрав стену с двумя окнами. В перерывах оба мастера обсуждали новые идеи и веяния в искусстве.
Итак, прошло уже двадцать дней — осталось только десять, чтобы закончить работу, а третий живописец все еще не появлялся. Пока два мастера были с головой погружены в свои труды, третья стена, расположенная напротив входной двери, все еще пустовала. Все во дворце задавались вопросом: «Где же этот авангардист (в отличие от своих коллег он был авангардистом)? Что же за интрига?»
Вот уж пролетели двадцать восемь дней. Оба художника завершили свои шедевры, а в течение оставшихся двух дней продолжали добавлять тончайшие штрихи к своим картинам, чтобы обрести максимальную благосклонность в глазах короля. Если говорить начистоту, то второй художник как ни старался все же чуточку уступал первому в совершенстве. Что поделать, он писал свое панно на неделю меньше.
Во дворце судачили, что, конечно, самую большую награду по праву получит первый художник, а второму достанется мешочек с золотом чуть поменьше. Но где же наш третий мастер? Во дворце перешептывались, не случилось ли с ним беда? Прошел еще один день, а авангардиста все не было. И его стена по-прежнему оставалась бела.
Когда наконец настал тридцатый день, в королевском дворце царило волнение: все с нетерпением ждали короля и его решения. От его имени были разосланы приглашения всем самым знатным вельможам, которые должны были стать свидетелями новых дворцовых шедевров, а заодно и щедрости короля.
Съехалось множество важный гостей, суетилась челядь, стараясь каждому угодить. Сам воздух во дворце, казалось, дрожал, наполненный ожиданием развязки интриги, связанной в первую очередь с третьим художником. Уже казалось, тридцать дней назад всем обитателям дворца он попросту приснился.
Что ж, открою вам здесь один секрет: ваш покорный слуга знавал того авангардиста. Бесспорно, это был одаренный человек, но он никогда ничем не заморачивался, в том числе кропотливой работой. И в то время, как два живописца усердно трудились, чтобы заслужить первый приз, он относился к этому легко и вообще не работал. Потому что задумал трюк — да, трюк, с помощью которого надеялся ошеломить всех зрителей и благодаря этому получить главную награду.
Вы уже догадались, что он имел в виду? Нет? Ну еще немножко терпения.
«Ого, посмотрите!» — вдруг закричал один из стражников королевского дворца. «Посмотрите на эту повозку, которая едет к дворцовым воротам! А что это на ней такое большое? Накрыто белой тканью… А впереди… Да ведь это наш третий художник!»
Все оживились, зааплодировали, когда третий художник миновал дворцовые ворота и длинная повозка с чем-то огромным подъехала за ним к ступеням дворца.
Всем было страшно интересно, что это за удивительная вещь, накрытая полотном, которую слуги снимают с повозки и несут в комнату. А в ней, каждый у своего полотна, стояли наши первые два художника.
Вы можете себе представить, как они были удивлены, когда увидели, что наконец-то появился их третий коллега.
«Вот это да!..» — улыбнулись они. «Пока мы здесь фактически жили все это время, вы создавали свой шедевр дома и теперь принесли его сюда?»
Третий художник ничего им не ответил. Он был занят тем, что давал распоряжения слугам, куда определить его шедевр.
«Не снимайте ткань», — приказал он. — Я сделаю это сам в нужное время».
И вот наконец настал долгожданный момент. Протрубили трубы, возвещая о прибытии короля. Все гости замерли, а потом склонились перед королем, когда он вошел в свою любимую комнату. За монархом следовали трое слуг, неся три заветные награды. Король внимательно осмотрел прекрасные работы на двух стенах. Его лицо сияло, определенно он был весьма удовлетворен.
Когда же он приблизился к третьей стене, вперед выступил художник-авангардист и, поклонившись, сказал: «Ваше Величество, а вот и мой шедевр».
При этих словах он сдернул со стены полотняную завесу и… Все опешили.
Двое других художников не могли поверить своим глазам: на третьей стене отражались их картины. Ах вот какой трюк задумал этот мастер! То, что он привез в царский дворец, оказалось огромным зеркалом, надо отдать ему должное, отменного качества.
В комнате повисла тишина. Все затаили дыхание, гадая, как король решит распорядиться наградами. Будет ли справедливо отдать самую большую третьему художнику, поскольку обе прекрасные картины отражаются на его стене?
Король был человеком мудрым и сразу понял, что происходит. «М-даа, — подумал он про себя. — Этот мастер дерзок и находчив. Но, скажем так, сорвать банк не за работу, а за удачный трюк… Я должен преподать ему урок!»
Король поманил слугу с самым большим и увесистым мешочком золота.
«Положи-ка его рядом с картиной, которая напротив окон», — сказал он.
Затем он приказал слуге, державшему мешочек поменьше, положить его рядом с картиной второго художника.
Воздух снова задрожал от напряжения, поскольку все задавались вопросом, что же король предпримет дальше.
В этот момент он обратился к третьему художнику и сказал: «Поздравляю с прекрасной работой! За такой шедевр вы заслуживаете не одной, а сразу двух наград».
Все были потрясены, услышав такие слова, особенно два художника, которые усердно и вдохновенно работали, чтобы удостоиться своей награды.
Третий же художник от радости чуть не пустился в пляс. «О, спасибо, Ваше Величество! Большое спасибо! Я уже могу взять оба этих щедрых дара?»
«Конечно, — ответил король. — Возьми их со своей стены!». И, указывая на большое зеркало, повторил: «Возьми их там».
Для всех нас эта история содержит важный урок. Как говорят наши мудрецы: «Только усердно трудясь, вы найдете это». Никогда не ожидайте вознаграждения за ничегонеделание. Вложите в работу все свои усилия и тогда получите право на хорошее вознаграждение, которое вам в этом случае точно не навредит. А будет оно выражено в золотых монетах, в счастливом случае или еще в чем-то, это решит Король. Ибо, когда Он увидит, что вы делаете все возможное, уповая на Него, Он обязательно благословит вас достойной наградой.