В книге Шмот мы знакомимся с Ципорой, дочерью Итро, женой Моше и матерью двух его сыновей, Гершома и Элиезера.
В этой статье мы расскажем о происхождении ее имени, встрече с будущим мужем, невероятно отважном поступке, возвращении в Мидьян и присущем этой удивительной женщине самопожертвовании.
Что означает имя “Ципора”?
В буквальном переводе с иврита Ципора — это «птица». Как известно, имя человека влияет на его судьбу, и подобно тому, как кровь принесенной в жертву птицы очищает пораженный проказой дом, Ципора очистила дом своего отца от идолов.(1) А согласно другому мнению, люди восхищались особой красотой и прелестью Ципоры, любуясь ей, словно роскошной диковинной птицей. (2)
Как Моше встретил Ципору
В первой же главе книги Шмот Тора рассказывает, что после того, как Моше защитил дочерей мидьянского жреца Итро от пастухов, которые не позволяли девушкам набрать воды из местного колодца, «выдал тот за Моше свою дочь, Ципору».(3)
Описывая эти события более подробно, Мидраш приводит два мнения. Благодаря первому из них мы узнаем захватывающую предысторию возникновения этого брачного союза. Узнав от дочерей о спасшем их незнакомце, Итро пригласил путника в свой дом. Однако, когда Моше поведал гостеприимному хозяину свою историю и признался в том, что бежал из родной страны, спасаясь от фараона, Итро, сам бывший в то время советником царя Египта, испугался преследования. Как он мог пойти против фараона? Взвесив все за и против, Итро бросил Моше в тюрьму и оставил там умирать от голода.
Ципора же сжалилась над спасшим ее и ее сестер беглецом и стала тайком регулярно приносить ему хлеб и воду. Спустя 10 лет она пришла к отцу и сказала: «За этим евреем, который был заключен тобой в тюрьму столько лет назад, никто не приходил, никто даже не спрашивал о нем. [Следовательно, больше нет опасности принимать его в нашем доме как гостя.] Отец, если это покажется тебе хорошей идеей, может быть, отправим за ним и посмотрим, жив он или мертв?»
Итро не знал о том, что его дочь все эти годы кормила Моше, а потому был шокирован ее предложением: «Возможно ли, чтобы человек провел взаперти 10 лет и выжил без еды?»
Ципора ответила:
«Отец, ты же знаешь обо всех народах и религиях мира! Разве ты не слышал, что Бог евреев по-настоящему велик и удивителен и всегда совершает для них чудеса? Он спас Авраама из огня, Ицхака — от занесенного над ним меча, а Яакова — от ангела, который сражался с ним. Но даже если не вспоминать о столь давних событиях, а взглянуть на историю самого Моше — разве он не был спасен из Нила и от меча фараона? Я уверена, что Бог спас его и на этот раз».
И действительно, когда Итро пришел в тюрьму, он обнаружил, что Моше, будучи живым и абсолютно здоровым, стоит и молится Богу своих предков. Пораженный жрец распорядился, чтобы узника немедленно освободили, омыли, подстригли, облачили в чистые одежды и привели за стол к семейному обеду.
Именно тогда Моше попросил Итро отдать Ципору ему в жены. Он был безмерно восхищен ее милосердием и добротой, которую она оказала совершенно незнакомому человеку.(4)
В качестве альтернативного варианта развития событий Мидраш приводит следующее мнение: еще при первой встрече с Моше Ципора почувствовала к нему сильные глубокие чувства. Придя домой, она попросила отца позволить ей выйти за благородного странника замуж, что тот и сделал после личного знакомства с Моше.(5)
Отважный поступок
Много лет прожил Моше в Мидьяне. Но после того, как Всевышний открылся ему в горящем кусте и поведал, что тому предстоит стать главой еврейского народа, вызволить его из рабства и привести в страну, текущую молоком и медом, Моше вместе с женой и детьми покинул насиженное место и отправился в Египет, где должна была начаться его миссия. Это было довольно рискованное путешествие, к которому смело присоединилась только что родившая младшего сына Ципора.
Однажды ночью, когда вся семья спала, утомленная дорогой, ангел Всемогущего спустился на землю, чтобы убить Моше. Ципора проснулась и поняла, что Бог хочет наказать ее мужа за то, что тот не обрезал новорожденного. (Моше отложил брит-милу из-за предстоящего тяжелого пути.) Сама Тора говорит об этом так:
“И было в пути на ночлеге — настиг Бог Моше и хотел умертвить его. И взяла Ципора острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего, коснулась ног Моше и сказала: “Ибо жених крови ты мне”. И отпустил Он его; тогда сказала она: “Нужна тебе кровь — кровь обрезания”.(6)
Иными словами, Ципора моментально почувствовала опасность и, быстро сообразив, в чем дело, спасла жизнь своего мужа, сделав не дрогнувшей рукой брит-милу маленькому сыну. Эта святая женщина дважды спасла предводителя еврейского народа, величайшего из пророков всех времен!
Возвращение в Мидьян
Когда Моше с семьей приблизился к Египту, навстречу им по велению Всевышнего вышел его старший брат Аарон, который сделал ему выговор за то, что тот привел беззащитных жену и детей в Египет: «Из Египта необходимо спасти целый народ, а ты собираешься привести туда, к страданию, новых людей?»(7) Тогда Ципора с двумя сыновьями, Гершомом и Элиэзером, возвращается в дом Итро в Мидьян. Она еще не знает, что в следующий раз увидит своего мужа, а вместе с ним и весь еврейский народ больше, чем через год, пока не произойдут все события, предшествующие Исходу, сам исход и разделение Красного моря (а, согласно некоторым мнениям, еще и дарование Торы на горе Синай).
В следующий раз мы услышим о Ципоре через несколько недельных глав, когда Тора расскажет нам, что Итро пришел, чтобы присоединиться к народу Израиля.8 Тогда вместе с ним пришли его дочь и внуки, то есть жена и дети Моше. В последний раз, когда они виделись с Моше, он не был публичным человеком. Но теперь он стал лидером еврейского народа: «Моше Рабейну — наш Учитель». Как мы позже увидим, новый статус мужа потребовал от Ципоры огромных жертв…
Самая большая жертва
В книге Бемидбар мы читаем о необычном эпизоде: “И говорили Мирьям и Аарон против Моше по поводу кушитки, которую он взял, ибо жену-кушитку взял он себе.”9
Согласно нашей традиции, женщина, упоминаемая в приведенном выше стихе, была не кем иным, как Ципорой.(10)
О чем был этот разговор и почему он отдельно упомянут Торой, в которой, как мы знаем, нет ни единого лишнего слова? Удивительно, но следующий стих объясняет, что на самом деле они говорили даже не о самой Ципоре, а о своем брате Моше: «И сказали: «Разве только с Моше говорил Бог? Ведь и с нами Он тоже говорил!» (11)
Так что же могли обсуждать Мирьям и Аарон, если к тому моменту Моше был в браке с Ципорой уже много лет? И какое к этому имеет отношение факт того, что он был пророком? Раши объясняет, что, имея необходимость всегда быть готовым к пророчеству, Моше развелся со своей женой:
“Как она [Мирьям] узнала, что Моше отдалился от своей жены? Говорит Рабби Натан: Мирьям была рядом с Ципорой в тот момент, когда Йеошуа пришел рассказать Моше, что в лагере начали пророчествовать Эльдад и Мейдад [эта история приводится в Торе несколькими стихами выше]. Услышав об этом, Ципора сказала: «Горе их женам, если они должны будут пророчествовать, потому что они отдалятся от своих жен точно так же, как мой муж отдалился от меня».
Так Мирьям узнала [об этом] и рассказала Аарону”.(12)
Будучи заботливой и милосердной женщиной, Мирьям искренне посочувствовала жене брата. Так же, как когда-то она увещевала своего отца и убеждала его вернуться к жене и снова заключить с ней брак, теперь Мирьям выступила с упреком в сторону Моше — да, он пророк, но ведь и они с Аароном пророки, однако не уходят от своих супругов! Однако разница заключалась в особом виде пророчества Моше, которым он отличался от всех других пророков мира.
В защиту своего верного служителя выступил сам Всевышний: “Слушайте слова мои: если и есть между вами пророк Бога, то Я в видении открываюсь ему, во сне говорю с ним. Не так с рабом Моим Моше: во всем доме Моем доверенный он. Из уст в уста говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и образ Бога видит он. Как же не боитесь вы говорить против раба Моего, Моше?”(13) Исходя из этих слов, мы понимаем, что Моше действительно в любой момент должен был быть чистым (отдалившимся от жены) и готовым к разговору с Всевышним, а другие пророки могли оставаться женатыми и вести нормальную семейную жизнь.
И тогда становится понятно, что жертва Ципоры была действительно огромной. В отличие от любого другого пророка, ее муж должен был постоянно общаться с Богом, что не оставляло места для чего-либо еще в его жизни, даже для семьи. Именно благодаря доброте, отваге и самопожертвованию этой великой женщины еврейский народ был имел возможность находиться под руководством и влиянием своего величайшего учителя: Моше.
Сноски
- Мидраш Раба, Берешит, 39:6.
- Мидраш Танхума, Цав 13.
- Шмот, 2:21.
- Ялкут Шимони на Шмот.
- Мидраш ха-Шкем на Шмот.
- Шмот, 4:24-26.
- Мехильта, Шмот, 18:2.
- Шмот, 18.
- Бемидбар, 12:1.
- Комментарий Раши на стих.
- Бемидбар, 12:2
- Осн. на Танхума, Цав, 13.
- Бемидбар, 12:6-8