«Не режь для Б -га Всесильного твоего быка или ягненка с увечьем».
Дварим (17:1)
Рав Моше, один из активных преподавателей, работающий в системе образования, на этой учебной неделе почувствовал себя счастливым. Благодаря его усилиям, родители многих детей привели их на обучение в школы, в которых дается еврейское ортодоксальное образование. Но вот работа с одной семьей стала для рава Моше настоящим испытанием. Мать никак не соглашалась записать своего сына в религиозную школу. Верно, – говорила она, – что там воспитывают в детях хорошие качества и приучают уважать родителей, но в другой школе учатся в более просторных помещениях, в роскоши и даже великолепии. Рав Моше не уступал. Он снова и снова приходил в дом в эту семью: разговаривал, убеждал и в конце концов преуспел. Ребенок был записан в школу, несмотря на то, что у его матери остались сомнения и неуверенность в правильности такого решения.
Когда начались уроки, телефон в доме рава Моше зазвонил. Звонила та самая мать – она хотела поблагодарить его! «Вы даже представить себе не можете, какие в вашей школе преданные своему делу учителя, какое чудесное образование в ней дают, какой отличный коллектив! Мой ребенок сияет от счастья! Спасибо, от всей души спасибо!» «И Вам больше не мешает, что помещение не такое роскошное?» – стал расспрашивать рав Моше. «Не смотри на кувшин, но лишь на то, что в нем», – решительно ответила мать.
В таком возвышенном состоянии духа я и встретил рава Моше, когда он убедился, что его старания принесли хороший результат. Рассказывая это, он добавил: «Знаешь ли, таков и есть многовековой путь, свойственный иудаизму. Конечно, свиток Торы должен быть красивым, с четкой каллиграфией и роскошным чехлом. Но если в нем не будет хватать хотя бы одной буквы, он станет непригодным, и никакой чехол ему не поможет. Если же текст будет полным, он останется святым даже и без чехла!»
В нашей недельной главе есть такой стих: «Не режь для Б -га Всесильного твоего быка или ягненка с увечьем». Маленькое увечье в гигантском быке – и он уже непригоден для жертвы! А хилый бык, но без порока, – подходит. То же самое и в обучении. Прежде всего, образование должно быть полноценным. Лишь после этого следует обращать внимание на красоту и удобства. Это верный вывод и, сделав его, мы приходим к традиционному образу жизни. Мы можем сделать правильный выбор вопреки любым трудностям.
Притча о бабочке
В далеком Китае в одной деревне жил старый и очень мудрый человек. Многие жители его деревни и даже жители из соседних деревень приходили учиться у него и выслушать его совет. О нем говорили, что он никогда не ошибается, и что на любой вопрос у него есть ответ, а для любой проблемы – решение.
Однажды деревенские дети решили перехитрить этого человека. «Говорят, он никогда не ошибается, – сказали они друг другу, – но в этот раз мы подготовимся заранее, и сделаем так, чтобы он ошибся».
Дети взяли бабочку и сказали: «Будем держать ее между ладоней и спросим этого мудреца: является ли то, что у нас в руках, живым или мертвым? Скажет “живое” – раздавим бабочку и покажем, что она мертвая; скажет “мертвое” – выпустим бабочку и покажем, что он ошибся».
Радуясь своему фокусу, они пошли к старцу и спросили: «Дедушка, дедушка, то, что у нас в руках, – живое или мертвое?» Старец посмотрел на них мудрыми глазами и сказал: «Это зависит от ваших рук». Такова и наша жизнь: всё зависит от наших рук. Человек верит и исполняет заповеди, поскольку хочет этого и выбирает этот путь, благодаря тому, что обладает свободой воли, отказывается от личных интересов и преодолевает побуждения, влекущие его к жизни без веры и без ответственности за свои поступки. Это настоящий выбор, и за него ему полагается награда. В заслугу веры, когда человек полагается на Творца мира, ему даруется вечная жизнь.