Еврейские деньги

Наша недельная глава следует за Мишпатим, правовой кодекс сменяется пассажем про пожертвования евреев в Храм. Слово «пожертвование» от слова «жертва», человек жертвует чем-то, отрывая от себя кровно заработанное. Или, что еще ценнее, время. Интересно, что на Святом Языке любое пожертвование,трума, начинается с недава — слова, которое обычно переводится как «побуждение», «от всякого человека, побужденного сердцем своим, берите возношение Мне».

Первые две корневые буквы слова недава – נד составляют отдельное слово —«движение». Любое пожертвование начинается с движения сердца, главногопобудителя. Не столько с головы, сколько с сердца начинается участие в правильном деле. А потом уже подключается голова, чтобы молвить слово холодного разума.

Объясняет Бейт аЛеви: перед тем, как делать что-то хорошее со своими деньгами, их обладателю необходимо убедиться в их чистоте. Происхождение средств определяет их. Если деньги были заработаны даже мало-мальски нечестным путем, если на них лежит ничтожная тень лжи или обмана, ими не сделать доброе дело.

В таком случае заповедь цдаки не будет выполнена и не защитит человека. У пророка Йешаяу (59:14) сказано : «и отступило назад правосудие, и благотворительность вдали стоит, ибо споткнулась на площади истина и честность не может прийти». Украденным лулавом не выполнить заповедь четырех растений в праздник Суккот, нечестными деньгами не совершить благо.

В книге «Крестный отец» Марио Пьюзо есть сцена, когда Майкл, сын дона Корлеоне, собирается мстить за покушение на жизнь отца. Он объясняет свою решимость словами: «Они сделали это личным, стреляя на улице. Насилие — это не бизнес, это личное». Однако в кинофильме эта реплика была изменена, и Майкл отвечает девизом отца: «Ничего личного. Это только бизнес».

Первый вариант — честный. Признаться себе, что ненавидишь и хочешь отомстить, даже в ущерб, лучше, чем обманывать самого себя, убеждаясь в мнимой рациональности своих действий — как в фильме.

Зачем человеку делать добро нечестно нажитыми деньгами? Пустить краденое на поддержку изучения Торы или помощь нуждающимся?

Возможно, ответ лежит на поверхности. Эффект Корлеоне — желание убить под маской красивой, романтизированной гангстерской отстраненности. Желание отмыться, почувствовать себя честным под соусом заповеди цдаки и хеседа, а не таким, как упрямо нашептывает опостылевшая совесть. Такое своеобразное душевное отмывание.

Однако личным бывает не только насилие, но и добро. Великое побуждение сердца, толкающее делать добро заработанными деньгами, заслуживает правильности, а наши деньги стоят того, чтобы приближать нас ко Вс-вышнему, а не отдалять от Него.

Глава Трума говорит про великих людей — еврейских спонсоров. Людей, дающих старт колоссальным начинаниям, несущих на себе бремя самого дорогого, что у нас есть — изучения Торы. Величие обязывает, и отрывок про тех, кто готов помогать, идет следом за отрывком про то, как правильно зарабатывать.

Еврейские деньги — чистые, и только такие финансы сделают счастливее и дающего, и получающего.

Шаббат шалом!

Элиэзер Райхман

Перейти к содержимому