Как иудаизм смотрит на возможность существования внеземных цивилизаций и на то, как некоторые евреи ухитряются жить в альтернативной реальности.
Каждые несколько лет кто-то утверждает, что видел НЛО, и тогда СМИ начинают активно муссировать тему вероятности существования жизни на других планетах. Но всякий раз все это исчезает так же быстро, как и появились.
Однако на этот раз все выглядит иначе. За последнее время целая плеяда американских спортсменов заявила, что в небе было видно нечто, похожее на НЛО. Да и в целом, за время пандемии число подобных наблюдений резко возросло.
Интересно отметить, что вместо привычной реакции на такие утверждения типа снисходительного списывания происходящего на многочисленные теории заговора в Пентагоне было создано специальное подразделение для расследования этих случаев, а сами НЛО стали предметом расследования Конгресса США, отчет по которому вот-вот должен быть представлен.
Даже бывший президент страны Барак Обама, которого вряд ли можно подозревать в лукавстве по данному вопросу, сказал в недавнем интервью: «Что действительно правда — и сейчас я говорю совершенно серьезно — так это то, что есть реальные кадры и видеозаписи появления в небе неких объектов, о которых мы точно не можем сказать наверняка что это такое. Мы не в силах объяснить, как они двигались, их траекторию. Они не похожи ни на что известное нам. И, знаете, я думаю, что люди все еще не оставляют попытки исследований этого и пытаются хоть что-то выяснить».
Лично я подозреваю, что предстоящий отчет Конгресса о существовании НЛО не решит этот вопрос окончательно, но в любом случае, несомненно, интересно обсудить, а что же по поводу всего этого думает иудаизм?
В своем труде Сефер а-Икарим раввин Йосеф Альбо (1380–1444), знаменитый средневековый философ и мыслитель, категорически отвергает концепцию жизни на других планетах. А вот автор известных комментариев к Талмуду рав Пинхас Горовиц (1765-1861) в Сефер а-Брит пишет, что его предшественник ошибался. Однако, хотя он сам и считает, что на других планетах жизнь есть, все же у тех существ, какими бы они ни были, нет свободы выбора, как у человека.
Рабби Хасдай Крескас из Испании (1340-1411) пишет, что ничто в Торе не отрицает возможность существования внеземной жизни и веры в нее. Он цитирует слова Теилим: «Небеса рассказывают о славе Бога, и о деянии рук Его повествует свод небесный»,1 — как потенциальное доказательство того, что хвала Богу может исходить и от обитателей небес. В его работе Ор Ашем есть даже целая глава о возможности жизни на других планетах.
Наш современник раввин Арье Каплан (1934-1983) уверяет, что в Зоар, главном мистическом труде иудаизма, основная предпосылка существования внеземной жизни решительно поддерживается. Он пишет:
«Мидраш учит нас, что существует семь «земель». И хотя Авраам Ибн Эзра пытается утверждать, что это понятие относится к семи континентам, в Зоар четко сказано о том, что эти семь разделены между собой небосводом и населены живыми существами. И несмотря на то, что в них обитают не люди, они являются владением разумных существ».
Как-то об инопланетной жизни спросили рава Йосефа Соловейчика (это зафиксировано в стенограммах личных бесед с ним, опубликованных под названием «Раввин думает вслух»), и он сказал:
«Возможно, Всевышний создал другие формы жизни на других планетах. С точки зрения иудаизма, это не проблема. Причина, по которой человеку нравится думать, что он единственное разумное существо во всей вселенной, заключается в его эгоистической природе. Даже известная концепция «избранного народа» может относиться только к нашему миру, нашему небольшому участку вселенной.
Тора написана с точки зрения нашего солнца, луны и звезд. Если бы в какой-то далекой галактике были и другие «избранные народы», это никак бы не умаляло возможность того, что в своей области космоса избранным народом являются именно евреи».
Но не все авторитетные раввины нашего времени согласны с этой идеей. Например, рав Яков Каменецкий отчасти согласен с раввином Горовицем. Он говорил, что доподлинно неизвестно, есть ли на других планетах живые существа, но в любом случае среди них не может быть человекоподобных созданий со свободой выбора. Тора была дана только еврейскому народу, живущему на планете Земля, и Всевышний не стал бы создавать существ со свободой выбора, не давая им при этом Тору, направляющую их действия.
Вскоре после первой высадки человека на Луну Любавический Ребе Менахем Мендл Шнеерсон выступил с аналогичным заявлением. Признавая, что Тора не отрицает идею существования жизни на других планетах, он утверждал, что при этом их жизнь не может быть разумной или хотя бы отчасти похожей на человеческую:
«Если бы они были таковыми, им потребовалась бы Тора, чтобы ориентироваться на ее законы. Однако у них не могло быть той же Торы, что есть у нас, поскольку она была раскрыта только жителям Земле.
У других существ не могло быть некой альтернативной Торы, поскольку истина может быть только одна. Следовательно, хотя сама жизнь вполне может существовать где-то еще, это не есть разумное существование, похожее на человеческое».
Итак, существуют ли НЛО и внеземная жизнь?
Может быть, да, а, может, и нет. И, конечно, нам может быть очень любопытно это узнать, но, если уж честно, насколько полученные знания повлияли бы на нашу жизнь? Что могло бы измениться?
С другой стороны, мы хоть раз задумывались о том, что есть группа людей, которые живут вместе с нами на Земле, но при контакте с ними возникает стойкое ощущение, что мы с совершенно разных планет. И вот в этой ситуации уже определенно стоит сказать, что мы можем и даже должны с этим что-то делать.
Когда совсем недавно на Израиль обрушился настоящий ливень из тысяч боевых ракет, некая группа людей, называющая себя «Если не сейчас» и описывающая свою организацию как «движение евреев, стремящееся закончить израильскую оккупацию и преобразовать современное сообщество», опубликовала в социальных сетях следующее:
«Мы можем показать миру, что для безопасной жизни евреи не нуждаются в Израиле. Мы содействуем развитию процветающей и безопасной еврейской жизни здесь, в диаспоре, создавая сильные общины и работая вместе с другими людьми, незаслуженно считающимися маргинальными, против расового или националистического притеснения».
Реагируя на происшествие, в результате которого на фоне недавних событий в Лос Анджелесе группа евреев подверглась нападению, популярный американский комик Сара Сильверман написала: «Евреи в диаспоре очень нуждаются в союзниках. Мы — не Израиль. Мы… — не израильское правительство». Фактически она осуждает Израиль и говорит, что одни евреи хорошие, а вот другие, израильские, плохие!
Ну и, пожалуй, самое тревожное из подобных происшествий — это публичное письмо, подписанное десятками американских студентов ешив, которые учатся на раввинов, обвиняющее Израиль в апартеиде и призывающее другие еврейские общины Соединенных Штатов призвать Израиль к ответственности за «насильственное подавление прав человека».
И, что самое интересное, в этом письме нет ни единого упоминания о действиях ХАМАСа по отношению к израильским мирным жителям и их агитации нападать на евреев повсеместно, адресованной всему мусульманскому сообществу.
Минуточку, я действительно живу на той же планете, что и те, кто подписал это письмо? Мы смотрим на одну и ту же реальность? Мы произошли от одних и тех же предков и относимся к представителям одного и того же народа?
Как мы можем ожидать, что неевреи выступят в защиту Израиля, если все большее число наших собратьев выражает сочувствие и поддержку террористам, а не миллионам невинных людей, ставших жертвами ХАМАСа (как среди евреев, так и среди жителей тех территорий, которыми эта группировка управляет)?
Когда дело доходит до этой темы, уже нет необходимости что-то предполагать или задаваться вопросами. Для меня они приходят явно из какой-то параллельной вселенной.
Наши братья и сестры в Израиле вынуждены противостоять врагу в тяжелой битве, постоянно бегая из домов в бомбоубежища и выполняя миссию по уничтожению террористов. Но эта война не ограничивается пределами Святой Земли; она продолжается как онлайн, так и офлайн, здесь и сейчас, например, в Америке, где некоторые члены Конгресса открыто осуждают Израиль и призывают прекратить его финансирование и поддержку.
Сейчас не время для молчания, безразличия или бездействия. На долгих полтора года наша произраильская активность была приостановлена, поскольку весь мир сосредоточился на общем враге, Covid-19. Но пришло время исправить ситуацию и открыто спорить с власть имущими, требовать от занимающих нейтралитет лидеров дать волю голосу совести и начать отстаивать справедливость, давая Израилю нечто большее, чем вялую поддержку или прохладное безразличное заявление о том, что он имеет право защищаться от террористов.
И если относительно НЛО и инопланетян мы ни в чем не уверены, то в том, что касается актуальной ситуации на Ближнем Востоке, пришло время все прояснить, не оставляя никаких сомнений в том, что здесь, на Земле, существует сильная произраильская жизнь.
Сноски
- Теилим, 19:2.